Найти в Дзене
Будь собой: селфмама

ЮЛИЯ ЛЮФТ: «Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ДОШКОЛЬНЫЙ МИР РЕБЁНКА ОСТАВАЛСЯ ПО-ДЕТСКИ ВОЛШЕБНЫМ!»

Юлия Люфт — создатель онлайн школы для дошкольников «Лукоморье», автор курса развивающих занятий, фотограф, блогер, мама. Юлия — москвичка, сейчас живет в Германии, где и родилась ее дочь Соня. Программу развивающих занятий Юлия начала писать для Сони, когда та была еще совсем крошкой. Со временем материала накопилось так много, что Юлия приняла решение организовать онлайн школу. О том, как все начиналось и куда движется, рассказывает Юлия Люфт.
Юлия Люфт — создатель онлайн школы для дошкольников «Лукоморье», автор курса развивающих занятий, фотограф, блогер, мама. Юлия — москвичка, сейчас живет в Германии, где и родилась ее дочь Соня. Программу развивающих занятий Юлия начала писать для Сони, когда та была еще совсем крошкой. Со временем материала накопилось так много, что Юлия приняла решение организовать онлайн школу. О том, как все начиналось и куда движется, рассказывает Юлия Люфт.

Любая женщина скажет, как это важно и, порой, очень непросто суметь совместить материнство и самореализацию. Найти тот баланс, когда есть время и силы и на семью, и на любимое дело. Кто-то возвращается после декрета на работу, кто-то открывает для себя новые сферы деятельности и горизонты развития. Для кого-то материнство становится тем поворотным пунктом в жизни, когда ты обретаешь себя, находишь свое предназначение и выходишь на свой путь. Опыт каждой мамы - личный, подход — индивидуальный, а история успеха - уникальна. И это здорово, когда мамы делятся друг с другом такими историями.
Предлагаем вашему вниманию вдохновляющую историю Юлии Люфт.

Юля, как устроены занятия в «Лукморье»?

Все материалы систематизированы по неделям. Я упорядочила свои занятия по темам и разделила по образовательным областям и интересам. Ученики — вернее, их родители - каждое воскресенье получают электронную версию "уроков", а где и когда заниматься, решают самостоятельно. На мой взгляд, это очень удобно и доступно для любой точки мира.

«Лукоморье» появилось после рождения Сони. Понятно, что идея эта пришла благодаря дочери. Но ведь не все мамы пишут развивающие программы, даже если активно занимаются с детьми. Откуда у тебя такой интерес?

Мой дедушка пророчил мне профессию автора. А если серьёзно, нам предстоит переезд в Россию как раз к первому классу дочки. В Германии, к сожалению, у нас нет возможности водить Соню в кружки, а тем более - на русском языке. Поэтому мне была необходима какая-то своя система развития для Сони и подготовки её к школе. Я всегда за то, чтобы узнавать и познавать что-то новое, а вместе с ребёнком это ещё интереснее.

А откуда силы и время? Ведь ты большую часть своего времени проводишь с дочерью, при том довольно активно!

Честно? Раньше приходилось работать по ночам. Включить ребёнку мультик и заниматься своими делами - не про меня, так что пришлось жертвовать сном. Но сейчас, когда уже всё систематизировано и спланировано, мне намного проще. Работаю во время тихого часа Сони или по выходным, когда с ней может большую часть времени провести муж.

Какие методики ты берешь за основу, создавая свою систему занятий?

Дедушку вспомнили, вспомним и бабушку. Она у меня дошкольный педагог-логопед. И я с юных лет присутствовала на её уроках в садах и досуговых центрах. Бабушка передала мне очень много материалов по развитию речи, наследие от кандидата педагогических наук Г. А. Каше, у которой она когда-то училась. Это классический фундамент, как я его теперь называю. А вот всё, что я придумала вокруг лексических тем, можно отнести к реджио педагогике. Это достаточно молодая для России, но очень любопытная методика, в основе которой лежат проекты/игры/прогулки. Совместив эти два подхода, можно действительно увлечь ребёнка и одновременно провести время с пользой.

А есть ли что-то, что ты можешь назвать авторским? То, что ты придумала сама?

Сейчас довольно много различных онлайн-курсов и школ, но большинство из них предполагает проведение времени за компьютером. А в мою голову пришла идея такого масштабного дистанционного обучения без монитора, а также сюрпризный момент с письмами из «Лукоморья». Благодаря им дети намного охотнее занимаются.

-2

Как Соня, как твой первый ученик и своеобразный «испытатель», реагирует на занятия? Бывает ли, что она не хочет заниматься? И как тогда поступаешь ты?

С гордостью могу сказать, что Соня обожает наши "приключения", как она их называет и практически никогда не отказывается. Но мы обычная семья, обычные люди со своими характерами и настроениями, поэтому, конечно, бывают и сбои в расписании. Я никогда не настаиваю на занятиях, если вижу, что внимание или силы заканчиваются, откладываю запланированное. Часто бывает так, что Соня сама возвращается к незаконченной теме через какое-то время. Дошкольный возраст вообще очень сложный: скачки роста, кризисы. И тут «Лукоморье» нам помогает. Потому что любой каприз можно переключить на что-то новенькое и интересное.

А можно ли назвать Соню твоим соавтором? Помогает ли она тебе, дает ли обратную связь, советы?

Благодаря дочке я постаралась добавить больше игр в наши занятия. Я вижу, как для неё важна именно игра, по сказке или "взятая с потолка", придуманная ею самой. Сесть за стол и дать задание легче всего, а вот от души поиграть, посмеяться, к сожалению, часто родители забывают. Но ведь именно это позволяет больше войти в доверие, общаться с ребёнком на его языке и незаметно вкладывать знания.

Соне 4 года. Но программа твоей школы рассчитана на детей до 6 лет. Сложно ли тебе составлять уроки для тех учеников, которые старше твоей дочери?

По моим материалам можно начинать заниматься с 2,5 лет, когда ребёнок уже хорошо говорит, и до школы. Скажу так, я расту вместе с дочкой, и смотреть вперёд становится проще с каждым днём. Сложнее оглядываться и учитывать интересы и возможности малышей. Ведь мой курс постоянно расширяется, а самых маленьких очень важно не перегрузить информацией.

-3

А из каких стран твои ученики? Откуда большая их часть?

В основном это конечно россияне. Но у меня есть ученики из Киргизии, Латвии, Голландии, Франции. В прошлом году закончили полный годовой курс детки из Германии и Греции.

Понятно, почему родители, которые растят детей на чужбине (как и ты) обращаются к твоему курсу. Но почему россиян все же больше? Ведь в России доступны кружки на родном языке, в которые можно отвести ребенка!

Ну во-первых, мои занятия не привязаны ни к месту, ни ко времени. Это удобно. А во-вторых, материалы «Лукоморья» вполне могут конкурировать сразу с несколькими кружками досуговых центров, что значительно экономит финансы. И ещё я бы добавила, что сегодня очень популярным становится семейное образование, и многие родители понимают, что провести время с ребёнком интересно и с пользой – это бесценно.

Во время своего недавнего визита в Москву ты повстречалась со своими учениками в живую. Расскажи, как это было?

Волнительно. Для меня. Ведь намного проще рассылать занятия через интернет, чем взять и провести настоящий урок с малышами, а ещё и в присутствии их родителей. Но у нас получилась увлекательная лесная прогулка, где мы успели и сказку послушать, и с картиной Шишкина познакомиться, и даже обнаружили домик Лешего. К сожалению, не все желающие смогли в этот раз приехать, но я думаю, ещё всё впереди!

К слову, о родителях! С детьми в основном занимаются мамы? Или есть среди твоих клиентов папы или бабушки-дедушки?

Да, в основном конечно же мамы. Кто-то находится в декрете, кто-то просто увлечён, как и я. Но хочу отметить, что в своих отчётах мамы часто упоминают пап, особенно что касается познавательных прогулок и поделок. Это здорово. Ведь когда вся семья интересуется тем же, чем и ребёнок, пользы в десятки раз больше.

-4

Какие кружки пользуются особой популярностью? И почему?

Я бы сказала, что это зависит от возраста моих лукоморчиков. У деток поменьше интереса больше к буквам и прогулкам, а у старших дошколят - к чтению и русской культуре.

А есть ли какая-то история успеха? Например, ребенок был пассивным, ничем не интересовался, или, наоборот, был неусидчивым, гипперактивным, не мог сосредоточиться. И вдруг после того, как мама начала с ним заниматься по твоей программе, ребенок изменился в лучшую сторону?

В основном я получаю благодарности от мам за то, что ребёнка удалось увлечь, заинтересовать, подарить сказку. Но если говорить о развитии речи, то да, есть примеры, когда дети значительно расширили словарный запас и научились пересказывать тексты. А это очень важно для подготовки к школе.

А есть ли у тебя ученики, которые, можно сказать, растут вместе с Соней, «возвращаются» из года в год?

Есть, и я это очень ценю. Для меня это очень показательно. Такие ученики - мои главные критики и главные мотиваторы.

А когда Соня пойдет в школу, будешь ли ты продолжать заниматься с ней по своей программе?

Однозначно продолжим "Читательский дневник" и прогулки. Для прогулок вообще, как мне кажется, нет возрастных ограничений, они нравятся даже самим родителям моих лукоморчиков.

Говоря о школе… Прожив несколько лет в Европе, как ты можешь охарактеризовать европейскую — в частности немецкую — систему образования? Попробуй сравнить ее с российской. В чем плюсы и минусы той и другой?

Очень сложный вопрос. Особенно сложно на него отвечать являясь патриотом своей страны.

Главное отличие, на мой взгляд, в самой системе образования. Немецкие дети дольше играют, русские - разнообразнее познают мир. Лично мне ближе, понятнее наша система, наш подход, наш объем нагрузки, нежели в Германии. Но объективно судить крайне сложно при современных реалиях, ведь в любой стране могут быть совершенно разные школы и дошкольные учреждения.

Юля, в твоих планах открыть в Москве реальный досуговый центр для дошкольников. Расскажи, каким он будет?

Мой центр обязательно будет полон тематических декораций, секретных местечек с сюрпризами, а ещё я хочу оборудовать в нём уютную зону для чтения и сенсорную зону для исследований живой и неживой природы.

А еще он будет сказочным! Мне хочется, чтобы дошкольный мир ребёнка оставался по-детски волшебным, чтобы любовь к книгам была на интуитивном уровне, а тяга к познанию окружающего мира приходила через сказку.

Что ж, остается лишь пожелать Юле удачи в продолжении ее прекрасного, благородного и важного дела. Пусть ее планы обязательно воплотятся в жизнь!

Беседу вела Анара АХУНДОВА