Найти в Дзене

Посидим, поохаем [народная музыка #3]

Мы продолжаем рубрику, в которой я, Головкина Валерия, коллега Аси по онлайн-школе вокала, рассказываю о народной музыке. Предыдущую статью можно найти здесь.

Допустим, Вы играете с друзьями в игру, где нужно кого-то изобразить. Допустим, изобразить Вам нужно деревенскую бабулю. Какой характерной особенностью Вы воспользуетесь, при условии, что можно будет разговаривать? Думаю, что 80% начнут «окать» и использовать устаревшие формы слов, остальные 20%-продолжат ходить согнутыми с палочкой.

Собрались на фотографию:)
Собрались на фотографию:)

Между тем, как я писала ранее, далеко не все регионы нашей страны «окают», «акают», смягчают «г» и используют другие диалектические особенности разом. Существуют разные традиции, которые формировались в рамках определённых территорий. Можно выделить несколько географических зон: южнорусская, севернорусская, западнорус­ская, уральская, сибирская, Поволжье. И, конечно, казаки, среди них тоже происходит разделение: семейские, забайкальские, донские, запорожские и другие. Если кому-то будет очень интересна вольная казачья жизнь — дайте знать в комментариях.

Вернёмся к традициям и коротко поговорим о каждой отдельно.

Южнорусская традиция. Основные точки на карте: Белгород, Курск, Воронеж. Очень развита хореография, много песен, в припевной части которых используются повторяющиеся частицы, например «ляли», «лёли». В случае, если Вас интересует традиционный танец, советую ознакомиться с книгой А. Е. Рудневой «Курские танки и карагоды», они распространены на этой территории. Манера пения здесь широкая, импульсивная, насыщенная. Женское пение в среднем или низком регистре. Для данной традиции характерны «ики» — короткие обрывистые звуки в высоком регистре. Вторая песня на видео ниже сопровождается пересеком — видом традиционной пляски, характерной для данного региона.

Севернорусская традиция. Санкт-Петербург, Новгород, Архангельск, Вологда. Манера исполнения кардинально отличается от Южнорусской, она более размеренная, сдержанная, строгая, «окающая», развито пение в головном регистре. Развит такой вокальный жанр, как плач, его можно услышать во время свадебного обряда. Фрагмент видео прикрепляю ниже. Что касается хореографии, то на севере получили распространения разные по сложности рисунка хороводы.

Западнорусская традиция. Брянск, Смоленск. Отличительной чертой можно назвать развитый блок календарных обрядов: Закликание весны, первый выгон скота, свадьба, Рождество и другие. Этой традиции присущи «гукания» (протяжные «Гу! » в середине и конце музыкальной фразы), строфа завершается длительным унисоном, а звук, в целом звонкий, исполнение, преимущественно, в среднем регистре.

Поволжье. Пенза, Саратов, Самара, Ульяновск. Для данного региона не характерна пляска, но можно встретить много медленных хороводов-кругов, как правило, приуроченных, к весенним праздникам. Для песен отличительной особенностью является широкая по диапазону, хорошо развитая мелодия. Если говорить о жанрах, то в этом регионе можно встретить много мужских песен, воинской лирики.

О характерных особенностях других традиций я расскажу позже, в других своих статьях.

Все черты, о которых я говорю выше, разумеется, не раскрывают традицию в полном объеме. Эти краткие описания призваны дать общее представление. Но, в случае, если что-то Вас заинтересовало особенно, прошу писать в комментарии и я подготовлю дополнительную статью на эту тему или подскажу, что можно посмотреть/почитать на этот счёт.

Автор статьи: Головкина Валерия.

Надеемся, эта серия статей была вам интересна и полезна. Если так, то приглашаю подписаться на наш Дзен здесь, чтобы ничего интересного не пропускать. Будем рады вашим «понравкам», репостам этой статьи и комментариям 😊