Советским этот фильм можно назвать только по времени и месте его создания. Он мало состыковывался с официальной идеологией СССР и явно выбивался из основного русла советской кинематографии по своей форме и содержанию. Но то, что он всё-таки вышел на экраны (хоть и шёл, в основном, в периферийных кинотеатрах), говорит о неоднозначности и противоречивости тогдашней цензуры. О её широкой, хоть и жёсткой натуре, если так можно выразиться. И о долготерпении советского начальства по отношению к великим мастерам - фильм закончили только с третьей попытки (вызванными творческими и техническими причинами), но бюджет его не только не был сокращён, но наоборот - увеличен. Да ещё его авторам предоставлялась дефицитная тогда плёнка Кодак, которую давали только избранным режиссёрам. И это при том, что несколько тысяч метров первоначально отснятого материала были случайно испорчены в лабораториях "Мосфильма".
Как известно, картина снята как бы по фантастическому произведению братьев Стругацких, но от фантастики в фильме практически ничего в итоге не осталось. Самим братьям неоднократно пришлось изменять сценарий к фильму, а Борис Стругацкий признавался впоследствии, что они в один момент пришли к полному отчаянью в своей долгой и мучительной работе над сценарием, который всё время чем-то не устраивал Тарковского. Но вот именно тогда и получилось то, что было нужно Автору.
Фильм по достоинству оценили кинокритики и специалисты, но большинство зрителей его не поняло и не одобрило. Во многом из-за его чрезвычайной малособытийности, "занудности" и отхода от фантастического сюжета. Однако, отрицать его визуальную красоту и, главное, глубокие философские и просто человеческие смыслы - невозможно.
По этим поводам было уже сказано столько речей и написано столько исследований, что повторяться не стоит. Расскажу лучше о собственных впечатлениях об этой незаурядной кинокартине. Которую в статье сознательно не упоминаю по названию, потому что с ним всё ясно на моём канале.
Об этой ленте можно писать много слов, а можно ограничиться всего одним. И для меня оно будет - Храм.
Собственно, характеристику фильма на этом можно и закончить. В нём, конечно, много-много всего другого, но названное слово – самое главное, определяющее картину.
Когда я неоднократно ходил на неё в молодые годы, я не мог объяснить даже самому себе, зачем я это делаю. Только потом пришло понимание, что это заменяло мне посещение церкви. В атеистическом государстве искусство вообще было единственным заменителем подлинной духовности. Но не каждое, даже самое хорошее произведение искусства способствовало обращению к абсолютному совершенству. Фильмы Тарковского более всех, на мой взгляд, приближались к решению подобной задачи. А этот фильм, по моему мнению, стал достижением высшей точки в поиске конечного смысла жизни.
Для меня даже не слова и действия персонажей являлись главными в нём. Андрею Арсеньевичу удалось создать такую плотную, насыщенную, чрезвычайно особую ауру в своём шедевре, что она сама по себе возвышает человеческий дух. Никакая "атмосферная" кинолента не может сравниться с атмосферой этого фильма. Я ходил дышать воздухом картины и только он был для меня достаточен. Слова, слова, слова героев ленты часто проходили мимо. Но они мне были и не нужны. Правда сейчас, когда смотрю фильм более утилитарно, что ли, эти слова только подтверждают то, что я понял и без них.
Витиеватый поход героев фильма в затерянную в некой заброшенной Зоне комнату, где исполняются только самые сокровенные желания закончился неудачей для каждого из них. Но мы сами можем извлечь урок из этого паломничества, сами для себя можем сделать выводы, которые лучше не афишировать, а надёжно и навсегда спрятать в глубине души.
Хотя, конечно, можно констатировать, что тщётно "устами" фильма (и несколько завуалированно главного героя, в том числе) наш великий режиссёр взывал к людям о необходимости веры. Тогда, в начале 80-ых, когда фильм украдкой показывали на задворках столицы и в провинции, случайные "простые" зрители, пришедшие посмотреть увлекательную фантастику, толпами уходили с сеансов, смеясь над картиной. А пришедшая специально "образованная интеллигенция" в большинстве своём не выносила никакого высшего урока. Не мудрено – она так же, как и персонажи - вечные образы русской интеллигенции - рефлексирующий критикан-скептик Писатель и замороченный Учёный (характерные представители соответственно гуманитарной и технической интеллигенции), несмотря на свои открытые, честные, утончённые, ранимые, большие души и несмотря на исповедальность поведения - не верила ни во что и ни в кого.
Собственно, ту же картину мы наблюдаем и сегодня. Урок, данный нашим кинопророком Тарковским, по-прежнему не выучен.
Про советское кино на канале:
Три фильма из шедевров 1960 года
Три фильма из шедевров 1961 года
Год 1962-ой: Дикая собака Динго
5 фильмов из шедевров 1964 года
4 прекрасных советских фильма 1965 года
5 необыкновенных советских фильмов 1967 года
Советское кино в 1968 году. Шедевр на шедевре
Великие и поразительные фильмы 1969 года
Малоизвестный советский фильм про больницу и врачей с великими артистами
Музыка Пахмутовой в главной роли фильма "Три тополя на Плющихе"
5 самых утончённых советских фильмов о любви
Три советские мелодрамы, несущие только радость
Каминный фильм для новогоднего просмотра
10 жемчужин уникального грузинского советского кино
10 лучших ролей Иннокентия Смоктуновского
Какую роль в кино Олег Ефремов считал своей лучшей
Самый пронзительный и ошеломляющий фильм о школьниках
Великий советский фильм о войне, потрясающий до глубины души
Ещё один проникновенный военный фильм о непростой любви
Фильм-видение периода расцвета советского кино
Забытый шедевр советского кино о войне с Анастасией Вертинской и Олегом Ефремовым