Бывший Командный пункт МПВО, а позже штаб Гражданской Обороны и запасной пункт управления города Комсомольск-на-Амуре, располагавшийся во внутреннем дворе бывшего Дома Советов, ныне являющимся городской администрацией.
Закрытый с 1953 по 1993 гг. для посещения иностранцами город Комсомольск-на-Амуре очень молодой даже по нынешним меркам. Он начал строиться заключёнными и отрядами комсомольцев только в 1932 г. на месте села Пермское посреди тайги. Благодаря своей молодости и молодым строителям из комсомольских отрядов он получил прозвище "Город Юности".
В 1937 г. согласно разработанному институтом Ленгипрогор генеральному плану строящегося "Города Юности", на Аллее Труда началось возведение общежития стройтреста. Но уже во время строительства в 1938 г. Крайисполком поручил Президиуму Горсовета в качестве одного из первоочередных объектов построить в городе Дом Советов для размещения администрации.
Затягивать сроки было нельзя и чтобы не строить Дом Советов с нуля, было принято решение о остановке строительства этого общежития и перепроектировании здания под временный Дом Советов, с планами построить позже новый более соответствующий.
Так Ленинградским архитектором профессором Владимиром Николаевичем Талепоровским был разработан проект под уже начатое здание с залом для заседаний на 300 мест на 4-м этаже и вторым залом на 80 мест, где позже разместили библиотеку. После утверждения проекта строительство возобновилось, но в 1941 г. вновь было остановлено уже из за начала Великой Отечественной Войны, когда все силы были брошены на помощь фронту.
Вновь стройку возобновили только зимой 1944 г. с планами сдать здание уже к 23 февраля, но стройка вновь затягивалась. Тогда в помощь были привлечены "Амуртяжстрой" и "Госстройтрест № 1", и в итоге лишь 16 февраля 1945 г. в газете "Сталинский Комсомольск" появилось сообщение об окончании работ.
Но так вышло, что временный Дом Советов стал постоянным. Лишь в конце 1980-х гг. начали проектировать новое здание для одновременного размещения всех административных органов города, а также Центрального и Ленинского районов, но из за распада СССР этим планам так и не суждено было сбыться.
К слову здание и по сей день используется по назначению в качестве администрации города Комсомольск-на-Амуре и является памятником архитектуры краевого значения.
Административное здание было выполнено в стиле довоенного неоклассицизма с выразительной пластикой фасадов, украшенных лепниной с советской символикой. Так оно выглядит теперь.
По центру разместили орден Октябрьской Революции и орден Ленина, под которыми располагалась надпись "Дом Советов", которой теперь уже нет.
А на крыше выступающего объёма зала заседаний был расположен герб СССР в окружении знамён, слева от которого стояла статуя красноармейца, а справа статуя матроса.
Но собственно что нас привело к этому зданию? Дело в том, что за ним на территории внутреннего двора до распада СССР действовал интересный подземный объект.
С начала ВОВ на казалось бы спокойном Дальнем Востоке для противодействия угрозы нападения со стороны милитаристской Японии, являвшейся союзником фашистской Германии, началось совершенствование служб и объектов местной противовоздушной обороны.
В категорированных городах-пунктах, одним из которых являлся и Комсомольск-на-Амуре, помимо бомбо и газоубежищ для мирного населения началось строительство командных пунктов МПВО, совершенствование систем связи и оповещения, а также дооборудование уже построенных защитных сооружений для использования в качестве газоубежищ. А начальниками МПВО выступали председатели горисполкомов.
Но к началу 1950-х гг. большинство этих сооружений уже были устаревшими, недоукомплектованными и не соответствовали задачам защиты от оружия массового поражения, в частности от появляющегося ядерного оружия.
Тогда в апреле 1952 г. по Постановлению Совета Министров СССР СЗ крайисполкома приняло решение "О строительстве защитных сооружений МПВО в городах-пунктах Хабаровского края", утвердив план строительства на 1953–1955 гг. в городах-пунктах новых убежищ, командных пунктов, вышечных разведывательных постов, а также реконструкция старых убежищ и приспособление подвалов под противорадиационные укрытия.
Именно по этой причине на внутренней территории Дома Советов на огороженной забором территории было построено необычное по своей конструкции условно трёхэтажное защитное сооружение, в котором разместился главный командный пункт МПВО города.
В июле 1961 г. на базе системы МПВО постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР в своём непосредственном подчинении была создана всеобщая система Гражданской Оборы СССР. С тех пор в убежище разместился штаб ГО с рабочими помещениями запасного пункта управления городом.
Наличие объекта за забором в 50 метрах от здания Дома Советов выдавал возвышающийся холм с мощным оголовком вентиляционной шахты наверху, а также ещё тремя оголовками вокруг и двумя наклонными входами. Любопытно, что с другой стороны в 50 метрах от этого когда-то важного и секретного объекта за забором находится территория следственного изолятора №2.
Только представьте себе это соседство, когда на территории радиусом меньше сотни метров находится здание городского правительства, главный командный пункт местной обороны города и... СИЗО...
Необычность конструкции этого сооружения заключается в том, что сверху на квадратный двухэтажный блок убежища установлен противобомбовый бетонный купол, скорее всего пристроенный во время проведения модернизации объекта в середине 1950-х гг. и одновременно являвшийся огромным помещением.
И хоть после распада СССР объект был полностью разграблен и распилен мародёрами, а нижний этаж полузатоплен, мы не могли не заглянуть в такое интересное и когда-то самое главное убежище города.
Один из наклонных входов смотрит прямо на выход из здания со внутреннего двора.
Возле него в земле можно найти вот такие необычно маленькие фильтры для противогазов. Именно такой модели фильтров мы ещё никогда не встречали, хотя видели их различных модификаций очень много.
Один из мощных защищённых оголовков, расположенный прямо на верхушке холма.
Для понимания масштаба человек в вентиляционном отверстии оголовка.
Оголовок шахты аварийного выхода. Когда-то на входе в него был установлен бронеставень.
Ну а теперь спустимся под землю.
Мы спускаемся на основной средний этаж через наклонный вход.
Когда-то тамбур входа в объект был защищён двумя двухстворчатыми бронедверями раннего образца.
Так эти бронедвери выглядели на примере другого объекта, где они сохранились.
От тамбура входа уходит подходная потерна. В неё же выходило два аварийных выхода через защищённые оголовки вентиляционных шахт у основания холма.
В конце потерны находился вход в блок рабочего этажа и аварийный выход на поверхность через оголовок вентиляционной шахты, где сохранился герметический ставень, установленный во время одной из модернизаций. Вход на рабочий этаж осуществлялся через тамбур с ещё двумя гермодверями, которых к сожалению не сохранилось.
Так эти гермодвери выглядели на примере другого объекта, где они сохранились. Хотя могла стоять и другая модель т.к. их было несколько вариаций на той же дверной коробке.
Этот этаж занимали помещения для осуществления работы дежурной смены, узел связи и системы оповещения города, кабинет начальника МПВО, запасы воды, санузлы и т.д. Внутри в 1990-х гг. произошёл сильный пожар и большая часть помещений пострадала.
Останки телефонного коммутатора.
Точную модель по этим останкам установить сложно, но вероятно это останки вот такого коммутатора.
В целом смотреть на этом этаже практически нечего. Всё выжжено огнём.
Разве что в паре помещений остались баки запаса питьевой и технической воды.
Из рабочего этажа есть спуск на нижний технический этаж с системами жизнеобеспечения, где размещались дизель-генераторная станция, главная щитовая, фильтро-вентиляционные установки и т.д. Нижний этаж имел свой отдельный наклонный вход с поверхности и свой аварийный выход через ещё одну вентиляционную шахту по другую сторону холма.
Но к нашему визиту он был затоплен и мы его не фотографировали, хотя там ещё остались различные металлоконструкции. В интернете можно найти некоторые фотографии с этого этажа, когда уровень воды там был пониже. Там ещё остались некоторые электрощиты и рама от дизель-генератора.
Также с главного рабочего этажа имелся выход наверх под свод противобомбового купола.
Весь этаж представляет собой одно большое помещение.
Из большого мощного вентиляционного оголовка наверху купола выходит всего лишь несколько тонких труб, которые расходились по этажам к вентиляционным установкам. Видимо главные вентиляционные были как раз в куполе. Также здесь вероятно находилась большая ёмкость с водой и/или пенообразователь.
К слову на внутренней поверхности железобетонного купола видны останки камней и другого грунта, что наталкивает на мысль о необычном способе его возведения. Вероятно поверх верхнего блока убежища создавалась выпуклая форма из земли формирующая внутреннюю поверхность будущего купола, потом выкладывалась поверх арматурная сетка и заливалась бетоном, а позже грунт вынимался вручную через сделанный проход главного рабочего этажа, по которому мы сюда и зашли. Насколько наша теория верна мы не знаем, но пока подтвердить или опровергнуть это не вышло.
Единственный оставшийся в сооружении противогаз одиноко лежит на полу.
Жаль конечно, что состояние объекта такое плачевное, но его конструктивные особенности действительно встречаются очень редко.
Вот такие тайны скрывает в себе этот приметный холмик.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.