Найти тему
2,3K подписчиков

«Ребенок – провокатор» - Как правильно общаться с ним, чтобы избежать истерик. Окончание.

839 прочитали

Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель! Как я рада, что Вы заглянули ко мне!

Продолжаем разговор о ребенке – провокаторе. Какой он, ребенок-провокатор, как правильно с ним взаимодействовать?

Провокация – один из вариантов манипулятивного поведения. В данной публикации - о психологических функциях провокационного поведения у детей и действиях взрослого при появлении провокационного поведения у ребенка.

                            Ваша подписка на канал и/или отклик помогут его развитию. Спасибо!
Ваша подписка на канал и/или отклик помогут его развитию. Спасибо!

Психологи выделяют несколько психологических функций провокационного поведения у детей:

Заменяет расспросы. Ребенок пытается определить, что за человек перед ним (добрый или злой, жесткий или мягкий), на что он больше реагирует (на форму или содержание). Это проверка того, пойдет ли провоцируемый взрослый или ребенок в ответ на действия провокатора ожидаемым путем: такой ли он, как и все остальные; можно ли им управлять, уступит ли он; сможет ли сказать «стоп!»; разозлится ли, если провокатор постарается вывести его из себя.

Сделка. Вам – провокацию, от вас – внимание. Каждый участник провокационного взаимодействия получает какую-то выгоду. Наличие в группе ребенка, который постоянно нарушает запреты, может стать для воспитателя поводом, чтобы «законно» не объяснять новый материал и отвести душу в бесполезной схватке.

В семье истерические крики и капризы ребенка дают матери право сделать то, чего она не разрешает себе при его обычном поведении (не вести его на занятие, не купить что-то, шлепнуть – получить внимание).

Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель! Как я рада, что Вы заглянули ко мне!  Продолжаем разговор о ребенке – провокаторе.  Какой он, ребенок-провокатор, как правильно с ним взаимодействовать?-2

Способ воздействия на ситуацию. Ребенок получает желаемый результат с помощью провокации. Например, он демонстрирует скуку для того, чтобы воспитатель изменил те или иные педагогические приемы или содержание занятия.

Или совершает определенные действия, чтобы не дать матери заниматься младшим ребенком (с целью обратить внимание на себя).

Способ спасения. Провокация, вызванная желанием избавить себя или значимого близкого от непереносимых чувств. Например, ребенок нарушает тишину в группе ради того, чтобы совладать с тревогой, которая возникла на основе определенного у него опыта (тишина в его доме не сулит ему ничего хорошего).

Или совершает мелкую домашнюю кражу – чтобы вызвать у матери родительскую тревогу и отвлечь ее таким образом от женского горя.

Действуйте последовательно в ответ на провокации ребенка

- Чтобы выстроить правильную работу с ребенком-провокатором, воспитателям и родителям следует придерживаться четкого алгоритма (см. в комментариях приложение). Сначала нужно проанализировать типичные варианты провокаций, которые устраивает ребенок (выкрикивает, нарушает правила, не достает нужные принадлежности).

Здравствуйте всегда, мой дорогой читатель! Как я рада, что Вы заглянули ко мне!  Продолжаем разговор о ребенке – провокаторе.  Какой он, ребенок-провокатор, как правильно с ним взаимодействовать?-3

- Затем определите функции провокации – чего добивается ребенок. Например, изучает вас, привлекает внимание, проверяет на устойчивость, выражает свой интерес, хочет получить помощь, протестует против того, что не учитывают его мнение, повышает статус в референтной (значимой для него) группе.

- Перечислите выгоды, которые ребенок получает, когда вы реагируете на него. Например, оказывается в центре внимания, ощущает собственную значимость, изливает накопившуюся обиду на взрослых и раздражение, получает помощь, приобретает право не делать задания.

- На основании этой информации вам проще будет выбрать модель своего поведения. Поможет в этом памятка «Альтернативные варианты поведения в

Поймите, что ребенок провоцирует значимого для себя человека, от которого хочет что-то получить. Вспомните о функциях провокации и как действовать с ребенком, когда он начинает провоцировать (устал, скучает, не справляется, чувствует себя одиноко, хочет отвлечь родителя от чего-то).

В особых случаях, когда без помощи специалиста не обойтись, обращайтесь на консультацию педагога-психолога. Он сможет предложить альтернативные варианты, как реагировать на провокации ребенка.

Например, соблюдать режим; не накладывать запрет на провокационное поведение, а задать вопросы: «Ты устал (злишься)?», «Тебе не хочется это делать?», «У тебя не получается?», «Тебе хочется поиграть с сестрой?»; понятно и коротко сообщать ребенку о своих чувствах – «мне обидно», «я злюсь», «я устала».

Пожалуйста, оставьте свой оклик о полезности для Вас данной публикации!

Буду признательна Вам за подписку – этим Вы поможете сделать канал интереснее.

Успехов Вам и будьте всегда здоровы!

Почему манипулируют дети и взрослые. Часть 2