Моё прочтение "Фиаско"
Станислав Лем начался для меня с загадок планеты Регис-3 в "Непобедимом", продолжился немыслимым океаном в "Солярисе", напугал странной цивилизацией в "Эдеме" и только после этого рассмешил и увлёк "Рассказами о пилоте Пирксе" и "Звёздными дневниками Ийона Тихого". Оглядываясь назад, я понимаю, что всё должно было идти в другом порядке, но сейчас уже ничего не изменить.
А вот роман "Фиаско" долгое время оставался на периферии моих интересов. Помню, что купил на книжном развале эту книгу в 10 классе, поставил на полку и так и не дошёл до неё, и только 3 года спустя, увидев, что произведение связано с пилотом Пирксом, загорелся желанием поскорее его прочесть.
В итоге этот процесс растянулся на 5 лет. Легко преодолев первую главу, я сталкивался со второй, откладывал книгу, возвращался и начинал заново, перечитывал, пытаясь получить ответы на возникающие вопросы. И вот я у цели. О чём же эта непростая, глубокая и многогранная книга?
Создание и проблематика
На создание "Фиаско" у Станислава Лема ушло не менее 10 лет: первую главу писатель завершил в 1975 году, последнюю - в 1985. Длительный срок создания наложил ощутимый отпечаток на произведение, и в итоге роман стал последним художественным произведением автора, после него он писал только публицистику.
Анализируя роман, у меня появилось ощущение, что Пиркс Лему был здесь не нужен и введён по инерции. Возможно, в момент написания главы "Бирманский лес" Станислав что-то планировал для прославленного пилота, но по мере продумывания истории необходимость в этом отпала, и Пиркс так и остался простым упоминанием. Так же происходило с "Солярисом": Лем использовал свой особый метод, не продумывая развитие событий заранее.
В романе несколько крупных фантастических идей:
- Создание "большеходов", огромных экзоскелетов для перемещения по другим планетам;
- Технология быстрой заморозки человека в случае катастрофических событий;
- Эволюция искусственного интеллекта на примере центрального компьютера корабля (GOD);
- Космические путешествия через чёрные дыры без временных парадоксов;
- Создание диаграммы развития цивилизаций с "окнами контакта" (мне её описание напомнило диаграмму Герцщпрунга - Рассела)
Фантастические идеи обрамляют этические проблемы:
- Разморозка людей в условиях, когда из двоих можно спасти только одного;
- Сосуществование религии и высоких технологий;
- Невозможность контакта (и взаимопонимания) между разными цивилизациями;
- "Контакт любой ценой" и поведение человека при встрече с иным разумом.
Исходя из этого, я считаю неправильным ставить "Фиаско" в один ряд с "Рассказами о пилоте Пирксе". Последовательность должна быть такой: "Непобедимый" => "Солярис" => "Глас Господа" => "Эдем" => "Мир на Земле" => "Фиаско".
Станислав Лем последовательно развивает идею невозможности установить разумность коллег по контакту или понять инопланетную логику, а как следствие - проявление ксенофобии. Второй лейтмотив - это развитие военных технологий, их будущая самоорганизация и ведение перманентной войны. Подробнее об этом Лем написал в эссе "Сферомахия".
Вопросы есть. Но где искать ответы?
Лем намеренно расставляет сеть недоговорок, чтобы заставить читателя подумать и разрешить их самостоятельно. Парвис или Пиркс? Как же, в конце концов, выглядят квинтяне? И почему, в конце концов, наши могучие потомки в бессильной ярости творят абсолютное зло, исходя вроде бы из установок здравого рассудка и научного мышления?
С иллюстрациями, я считаю, роману не очень везёт. Обычно "Фиаско" включают в сборники и обложка относится к другим произведениям. В другом случае это абстрактные картины. Три лучшие на мой взгляд обложки я привожу в этой статье.
Я намеренно не даю краткое содержание книги. Если вы не знакомы с произведением, очень рекомендую его к прочтению, но предупреждаю, что этот процесс не будет очень лёгким.
Тех, кто прочитал роман, приглашаю к обсуждению в комментариях и к просмотру иллюстраций к "Непобедимому".
Подписывайтесь, мы публикуем лучшую фантастику!