Найти тему
Buro247.ru

Сделать коллекцию, когда фабрики закрыты? Учимся у Мартина Маржелы и Пако Рабана

Военные склады и мусорные мешки нам в помощь

Когда одни фабрики закрыты, а мощности других перенаправлены на производство защитных масок и халатов для врачей, сложно думать о новых коллекциях. Тем не менее, чтобы индустрия моды не разрушилась окончательно, бренды не могут позволить себе останавливаться: Неделя моды в Лондоне — теперь в онлайн-формате — состоится уже в середине июня, а миланские и парижские показы, предположительно, пройдут в сентябре. Можно ли создать новую коллекцию без производств? Опыт прошлого показывает, что да. Вот несколько воодушевляющих примеров.

ВАРИАНТ 1:

ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ТКАНЕЙ

ПАКО РАБАН В СВОЙ СТУДИИ, 1966 ГОД
ПАКО РАБАН В СВОЙ СТУДИИ, 1966 ГОД

«12 платьев, которые непригодны для носки» — так называлась первая коллекция Пако Рабана, представленная в 1966 году. Те платья действительно сложно было представить в обычном гардеробе, потому что сделаны они были из пластика и металла. «Не кутюрье, а жестянщик», — с упреком говорила Коко Шанель в адрес дизайнера. «Жестянщик», по своим же словам, просто хотел бросить вызов буржуазным представлениям о моде: чтобы делать моду, считал он, не нужны нитки, иголки и ткани — достаточно плоскогубцев, металлических дисков и большой идеи.

-3

Позже Пако Рабан создавал одежду из бумаги, дерева, пуговиц, кокосовых орехов и лазерных дисков. А те самые металлические платья, как у Одри Хепберн в ленте «Двое на дороге», продавались в специальных «сделай сам»-коробочках с плоскогубцами, металлическими дисками и инструкцией: прием с вовлечением клиента в производство изделия и 50 лет спустя выглядит очень передовым.

ОДРИ ХЕПБЕРН В ФИЛЬМЕ  «ДВОЕ НА ДОРОГЕ», 1967 ГОД
ОДРИ ХЕПБЕРН В ФИЛЬМЕ «ДВОЕ НА ДОРОГЕ», 1967 ГОД

ВАРИАНТ 2:

ПОСМОТРЕТЬ ВОКРУГ СЕБЯ

ИНСТРУКЦИЯ: КАК СДЕЛАТЬ СВИТЕР ИЗ ВОСЬМИ НОСКОВ
ИНСТРУКЦИЯ: КАК СДЕЛАТЬ СВИТЕР ИЗ ВОСЬМИ НОСКОВ

С тем, что сегодня гордо называют «ресайклингом», Мартин Маржела работал уже сорок лет назад. Сама идея возвращать к жизни ненужное и выброшенное зачастую появлялась из-за нехватки денег, но именно эти идеи дизайнера, как показали годы, сильно опережали свое время. В коллекции Maison Martin Margiela весна-лето 1990 был жилет из рваных и склеенных рекламных постеров с подкладкой из простейшего белого хлопка. Коллекция 1992 года сделана из старых шелковых платков. Основой для коллекции весна-лето 1993 стали старые театральные костюмы и нижние юбки для бальных платьев.

MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1993
MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1993

По воспоминаниям друзей, Маржела скупал груды винтажной одежды, распарывал вещи и разбирал на составные части — заново воспроизведенные предметы со всеми несовершенствами и «шрамами» затем выпускались в линии Replica. Кофры из химчистки, шлемы для скутеров, занавески для ванной и пластиковые пакеты из супермаркета — всё это в руках Маржелы превращалось в без преувеличения гениальное. Сшить свитер из носков по заветам дизайнера, кстати, ради интереса можно попробовать дома — вот по этой инструкции: понадобится швейная машинка и четыре пары носков.

MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1992
MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1992

MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1993
MAISON MARTIN MARGIELA, ВЕСНА-ЛЕТО 1993

ВАРИАНТ 3:
ПОСМОТРЕТЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ — И НА МУСОРНЫЕ ПАКЕТЫ ТОЖЕ!

GARETH PUGH, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013
GARETH PUGH, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013

Примерно так у британского дизайнера Гарета Пью получились платья из мешков для мусора: они вошли в коллекцию осень-зима 2013, а затем выставлялись в Метрополитен-музее. Мусорные пакеты разрезались на тонкие полоски: из них дизайнер делал помпоны и вплетал в платья, шарфы и пальто — издалека казалось, что вещи расшиты черными перьями.

GARETH PUGH, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013
GARETH PUGH, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013

«Нам даже пришлось провести специальный ресерч мусорных мешков, — рассказывал Гарет Пью, — Я покупал множество рулонов, пока не нашел подходящие: матовые, глубокого черного цвета и на ощупь похожие на папиросную бумагу. Мешки также были плоскими, при этом жесткими, а в движении нисколько не напоминали пластик — скорее перья».

GARETH PUGH, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013
GARETH PUGH, ОСЕНЬ-ЗИМА 2013

ВАРИАНТ 4:
ПОПРОБОВАТЬ ЛОСКУТНУЮ ТЕХНИКУ 

MARNI, КОЛЛЕКЦИЯ ОСЕНЬ-ЗИМА 2020
MARNI, КОЛЛЕКЦИЯ ОСЕНЬ-ЗИМА 2020

Техника шитья из лоскутков появилась тысячелетия назад, но актуальна до сих пор, в том числе и среди люксовых марок. Принцип — в трепетном отношении к каждому лоскутку. На последней Неделе высокой моды пэчворк дошел до кутюрных коллекций. Виктор Хорстинг и Рольф Снорен (Viktor & Rolf), решив работать только с архивами, задействовали семплы тканей, которые им присылали текстильные фабрики в разные годы. Из крошечных кусочков были собраны платья — и кутюрная коллекция. В конечном счете вещи, пускай и сшитые из старых образцов, никак не противоречат концепции кутюра — это по-прежнему колоссальный ручной труд и высочайшее мастерство.

-13

Последняя коллекция Marni, показ которой проходил за несколько дней до закрытия Италии на карантин, тоже сделана в технике пэчворк. Старые и новые материалы в работах дизайнера Франческо Риссо смешаны так виртуозно, что невозможно определить, что из них архивное, а что только что произведено. Пальто собраны из кусочков кожи близких оттенков, на кардиганах большими швами соединены трикотаж в рубчик и мохер. Лоскутная техника используется также в аксессуарах и обувной линейке.

ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА ИЗ СЭМПЛОВ ТКАНИ В КУТЮРНОЙ КОЛЛЕКЦИИ VIKTOR & ROLF, ВЕСНА 2020
ЛОСКУТНАЯ ТЕХНИКА ИЗ СЭМПЛОВ ТКАНИ В КУТЮРНОЙ КОЛЛЕКЦИИ VIKTOR & ROLF, ВЕСНА 2020

ВАРИАНТ 5:
НЕ ЗАБЫВАТЬ О ДЭДСТОКЕ

RAEBURN, ВЕСНА-ЛЕТО 2020 — КОЛЛЕКЦИЯ ИЗ ТЕРМООДЕЯЛ
RAEBURN, ВЕСНА-ЛЕТО 2020 — КОЛЛЕКЦИЯ ИЗ ТЕРМООДЕЯЛ

Списанные с военных складов парашюты и спальные мешки, светоотражающие куртки уличных рабочих и защитные костюмы для работы с химическими веществами — все эти вещи составляют основу коллекций британского дизайнера Кристофера Рейберна. Главным материалом в сезоне весна-лето 2020 становится термическое одеяло, которое придумали в лабораториях NASA: оно отражает до 90% излучаемого телом тепла и защищает от дождя, снега и ветра. Плащи марки (в Raeburn их называют «Parasuits») шьются из рипстоп-нейлона — завалявшегося на складах материала для парашютов. История шелковой линейки еще интереснее: подушки, брюки и топы в мастерской Raeburn сделали из шелковых карт, которые Военно-воздушные силы Великобритании использовали во время Второй мировой войны.

RAEBURN: КОСТЮМ ИЗ ШЕЛКОВЫХ КАРТ
RAEBURN: КОСТЮМ ИЗ ШЕЛКОВЫХ КАРТ

Из российских марок с военным дэдстоком работают в «Олове». Одеяла с армейских вещевых складов идут на утеплители для вещей из осенне-зимних изделий, а надежные молнии курток Военно-воздушных сил СССР 1975 года вшивают в современные модели. Функциональные военные детали дают чувство защищенности, а это именно то, в чем многие из нас будут нуждаться в ближайшее время.

RAEBURN: ПЛАЩ ИЗ ПАРАШЮТА
RAEBURN: ПЛАЩ ИЗ ПАРАШЮТА

Читайте больше на BURO.

-18

Макияж
950 интересуются