К сожалению, даже те государственные органы, которые призваны защищать закон, могут его нарушать. Прокуратура обязана защищать права и интересы граждан, но не все её работники добросовестно относятся к выполнению служебного долга.
Как правильно составить жалобу на прокурора? В каких случаях можно пожаловаться на прокуратуру, чтобы обращение было удовлетворено, а виновные понесли ответственность? В этой статье мы постараемся найти ответы на эти вопросы.
Для начала давайте разберёмся, что такое прокуратура, кто такой прокурор, и каковы его функциональные полномочия?
Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ.
Прокурор (от лат. Procurare – управлять, ведать чем-либо, заботиться) – это лицо, уполномоченное представлять обвинение в суде, а также следить за соблюдением закона практически во всех сферах жизни страны.
Среди полномочий прокурора особое внимание уделяется осуществлению мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причинённого ущерба.
В каких случаях можно пожаловаться на бездействие прокуратуры?
Причиной для подачи жалобы может быть любое нарушение ваших законных прав и свобод со стороны прокуратуры. Чаще всего жалобы на неправомерные действия или бездействие прокуратуры подаются в следующих случаях:
- отказ в приёме заявления;
- формальная «отписка» в ответ на заявление;
- затягивание сроков рассмотрения заявления;
- вымогательство взятки.
Как написать жалобу на бездействие прокуратуры?
Жалоба на бездействие прокуратуры составляется в свободной форме, а её содержание полностью зависит от конкретной ситуации. Но учитывайте, что к оформлению документа всё-таки предъявляются некоторые требования, в соответствии с Федеральным законом № 59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон).
В вашей жалобе необходимо указать следующие сведения:
1. Наименование органа, в который вы подаёте жалобу (например, «Пресненская межрайонная прокуратура ЦАО города Москвы» – точное название можно найти в интернете);
2. Ваши данные (ФИО, место регистрации, контактный номер телефона, адрес электронной почты);
3. Суть вашей претензии (опишите возникшую ситуацию);
4. Ваши требования (со ссылками на действующее законодательство);
5. Дата составления жалобы;
6. Список приложенных документов.
Кроме этого, при составлении жалобы мы также рекомендуем придерживаться основных правил ведения деловой переписки:
- тон заявления всегда должен оставаться корректным;
- текст жалобы должен быть прост для понимания, постарайтесь избегать излишнего употребления профессионального сленга, аббревиатур и т.д.;
- содержание жалобы рекомендуется разделять на смысловые абзацы, иначе ваше заявление будет слишком громоздким и сложным для восприятия;
- перед тем как отправить жалобу на действия или бездействие прокуратуры, обязательно проверьте текст на орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
Можно ли подать анонимную жалобу на бездействие прокуратуры?
Согласно требованиям Закона, обращения граждан, в том числе направленные в электронном виде, должны содержать сведения о Ф.И.О. заявителя, его месте жительства, адресе.
Из статьи 11 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» следует, что в случае, если в письменном обращении персональные данные не указаны, то ответ на обращение не даётся. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершённом противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в рамках его компетенции.
Куда подавать жалобу?
Если вы столкнулись с бездействием сотрудника прокуратуры, прежде всего мы рекомендуем обратиться с официальной жалобой к его непосредственному начальнику. Он должен будет рассмотреть ваше обращение и ответить на него в течение 30 дней со дня регистрации (а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней), если иное не предусмотрено законом. Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днём разрешения считается следующий за ним рабочий день.
В какой форме лучше передавать жалобу в прокуратуру?
После того как вы напишете жалобу, она может быть передана в прокуратуру одним из удобных для вас способов:
- лично (на приёме у вышестоящего прокурора);
- через канцелярию прокуратуры (в этом случае жалоба подаётся в двух экземплярах);
- по почте (заказным письмом с уведомлением о получении и описью вложения);
- через специальный ящик «Для обращений и заявлений» (есть в каждом отделе прокуратуры);
- через интернет-приёмную (на официальном сайте Генеральной прокуратуры).
Вне зависимости от того, какой именно способ будет выбран для подачи обращения, срок его рассмотрения останется стандартным – 30 дней с момента регистрации жалобы.
Органы прокуратуры после получения таких обращений граждан проводят по ним проверку или отправляют по подведомственности, если прокуратура не является уполномоченным органом по разрешению ситуации. О направлении обращения в другой орган или другому уполномоченному лицу гражданина уведомляют.
Проведение проверки необходимо для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц. При этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в её удовлетворении. Ответ на заявление или жалобу гражданина должен быть мотивированным.
Что делать, если прокуратура бездействует после подачи заявления?
По общему правилу, любое действие или бездействие прокуратуры может быть обжаловано. Подать жалобу на действия сотрудников прокуратуры вы можете двумя способами:
- Путём подачи жалобы на действия (бездействие) сотрудников прокуратуры вышестоящему прокурору.
- В судебном порядке.
Если вашу жалобу рассмотрели, но это не принесло желаемый результат (например, вам ответили, что в действиях прокурора не было обнаружено нарушений), вы можете обратиться с аналогичной жалобой в вышестоящую прокуратуру РФ.
Но не стоит сразу отправлять жалобу в Генеральную прокуратуру РФ. Если вы не обращались ни в какую нижестоящую прокуратуру с этой жалобой, её отклонят. То есть нужно жаловаться в порядке иерархии органов прокуратуры: сначала – в прокуратуру района, затем – в прокуратуру города, прокуратуру области и только потом в Генеральную прокуратуру.
А как обстоит дело с решениями прокурора в уголовном процессе?
Что касается уголовного процесса, то обжалование решений прокурора осуществляется в соответствии со ст. 125.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Жалоба на постановление прокурора о прекращении уголовного дела или уголовного преследования рассматриваются судом по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.
Судья проверяет законность и обоснованность действий и решений прокурора в течение 5 суток со дня поступления жалобы в судебном заседании с участием заявителя и его защитника, а также с участием прокурора, следователя, руководителя следственного органа.
Если лица, которые были своевременно извещены о времени рассмотрения жалобы и не настаивали на её рассмотрении с их участием, не явились, это не помешает рассмотрению жалобы судом.
По результатам рассмотрения жалобы судья выносит одно из следующих постановлений:
- о признании действия (бездействия) или решения прокурора незаконным или необоснованным, и о его обязанности устранить допущенное нарушение;
- об оставлении жалобы без удовлетворения.
Помните, что на вашей стороне закон, а редакция «Фемиды» всегда подскажет и расскажет о порядке действий для должной защиты ваших прав. Поэтому, если вам интересно, каким образом можно защитить свои права после неудачного похода к стоматологу или на что имеет право охранник магазина, например, то вы найдёте эту информацию у нас в профиле – ведь мы уже всё описали для вас.
Текст: Анастасия Федорченко.