Найти тему
Sashkun

Вот почему вы постоянно смотрите сериалы

Сериалы составляют важную часть жизни современного человека. Уже во времена наших родителей они пользовались большой популярностью. Но сейчас этот вид развлечения популярен как никогда ранее в истории человечества. Почему же люди так крепко подсели на сериалы, и почему есть опасение, что они вытеснят киноиндустрию?

Во-первых, главная особенность и преимущество сериалов - это незавершенность. Каждая серия популярных сериалов обязательно заканчивается на самом интересном и интригующем моменте, провоцируя нас посмотреть следующую. Этот известный психологический трюк называется эффектом Зайгарник.

Согласно эффекту Зейгарник, недоделанные дела вызывают у нас напряженность и навязчивое чувство незавершенности. В экспериментах, людям предлагали выполнять головоломки, а коварные экспериментаторы их прерывали. В результате люди на 90% чаще вспоминали о головоломках, которые не успевали доделать, чем о тех, которые они успешно разгадали. Интересно, что как только экспериментатор отворачивался, люди возвращались к решению незавершенных головоломок. Получается, что незаконченные задачи крепко запечатлеваются в нашей памяти, влияя на поведение (1,2,3). Если бы, например, сериал был единым многочасовым фильмом, вы бы смогли самостоятельно выбирать, когда сделать перерыв. Скорее всего, вы бы прерывались на неинтересных или завершенных сюжетных моментах и тогда, может быть, вообще не вернулись к его просмотру.

Эффект Зайгарник больше про сериалы вроде Игры престолов, Мир дикого запада, Во все тяжкие. А в чем тогда секрет притягательности ситкомов (Друзья, Клиника, Теория большого взрыва)? Ведь в ситкомах серия – это некая завершенная маленькая история, которая не критична для восприятия всей сюжетной линии. Я думаю, что ситкомы завлекают, во-первых, юмором, а во-вторых, героями, которые воспринимаются как родные и знакомые друзья. По результатам исследования фМРТ у людей, просматривающих знакомые лица, в мозге активируются несколько структур: гиппокамп, поясная извилина, лобная доля (4,5). Эти структуры вовлечены в регуляцию системы вознаграждения. Поэтому, смотря на знакомые лица, у нас появляются положительные эмоции, привязанность. В эволюционном плане привязанность к знакомым людям дает человеку преимущество выживания. Cоздатели сериалов этим активно пользуются.

Еще один важный залог успеха - это привлекательные актеры. Красивые главные герои будут сильнее забирать внимание зрителей, за счет чего будет расти популярность сериала. Вы можете возразить, что внешность актера не так важна, как его игра. Но за редким исключением, внешность играет огромное значение и было показано, что люди гораздо дольше всматриваются в лица привлекательные, по сравнению со стандартными. Кроме того, в потоке разнообразных лиц, люди неосознанно быстро переключают свое внимание именно на красивые и удерживают на них взгляд дольше (6,7). С точки зрения эволюции существуют универсальные стандарты красоты вне культуры, пола и возраста потому что привлекательность является важной биологической подсказкой, говорящей о хорошем здоровье, и намекающей на репродуктивный успех (8).

В эксперименте испытуемых, которые смотрели на серию быстро меняющихся мордочек животных, просили замечать лица женщин (9). По задумке эксперимента (см. картинку), в череде нескольких мордочек появлялись лица женщин со стандартной внешностью, затем шли еще несколько мордочек, а уже после на экране оказывались привлекательные лица. Из-за особенностей нашего восприятия (мигания внимания) после того, как мы замечаем нашу зрительную цель, в течение около 500 мс мы не можем сконцентрироваться на другой зрительной цели. А по условию эксперимента привлекательные лица показывали в этот самый промежуток. Поражает то, что испытуемые даже в этом случае замечали красивые лица, настолько привлекательность неосознанно быстро считывается нашим мозгом. Что уж говорить о том, насколько быстро в сериале мы сможем распознать Ведьмака; Джона Сноу, Маргери (Игра Престолов); Рэйчел Грин (Друзья), Штирлица (17 мгновений весны); Харви Спектра (Форс-мажоры); Томаса (Острые козырьки), Рагнара (Викинги); Шарлотту (Секс в большом городе).

Как думаете, кого еще сюда нужно вписать?)

Схема эксперимента Nakamura et al., 2017 c моими вставочками
Схема эксперимента Nakamura et al., 2017 c моими вставочками