Найти в Дзене
Уроки математики

Учить математике по-старому как учить плавать в бассейне без воды

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! (А. Нивен)

Основными характеристиками современного мира являются его динамичность, сложность и непредсказуемость. Согласно модели Организации экономически развитых стран (ОЭРС) до 2030 года, современные ученики должны освоить три основных типа компетенций:

· способность к самостоятельным действиям;

· умение взаимодействовать с разнообразными группами людей;

· быстро овладевать различными инструментами.

В связи с этим в последнее время активно пересматривается методика преподавания предметов естественно-научного цикла и особенно математики. По мнению образовательного технолога Л.Рождественской: «Занятия математикой исключительно на бумаге напоминают “уроки плавания в бассейне без воды”. Есть инструменты, превращающие занятия математикой в “свободное плавание”»

Таким инструментом, несомненно, является программа GeoGebra, позволяющая выполнять геометрические построения на компьютере, визуализируя и динамически моделируя изучаемый математический объект. Целые разделы математики можно смело переносить в эту среду, чтобы организовать экспериментальную исследовательскую работу учащихся в разнообразных формах, включая активную творческую составляющую, учитывая их индивидуальные способности и потребности.

Опишу свой опыт использования этой программы на примере 6 класса. В учебник математики под редакцией А.Г. Мерзляка уже включены задачи, которые предполагается решать с помощью виртуальных лабораторий. Использовать их полезно и необходимо как на уроке, так и включая в домашнюю работу учащихся.

Например, при изучении §43 «Окружность и круг» выполнение простейшего задания:

создает проблему для учителя, вернее проблему создает отсутствие циркуля у отдельных учащихся. Если организовать выполнение этого и других заданий в лаборатории GeoGebra никто не испытывает негативных эмоций: ни учитель, ни ученики. И домашнее задание ребята выполняют охотнее, если им можно использовать для этого программу GeoGдbra, проверено.

Замена реального циркуля виртуальным дает простор для творчества и исследований. Можно, например, обсудить философское содержание, которое Леонардо да Винчи вкладывал в «цветок жизни».

-2

При изучении §43 «Перпендикулярные прямые» и §45 «Параллельные прямые» осваивая несложные команды построения перпендикулярных и параллельных прямых, шестиклассники получают важный зрительный опыт, который поможет впоследствии правильно выполнить эти построения с помощью угольника на нелинованной бумаге.

-3
Пример ученической работы, выполненной в программе GeoGebra
Пример ученической работы, выполненной в программе GeoGebra

Эксперименты и исследования, связанные с симметриями относительно прямой и относительно точки еще один повод использовать возможности GeoGebra.

Задание из учебника
Задание из учебника
Работы учащихся
Работы учащихся

В решение этих задач можно включить творческую составляющую и организовать выставку работ учащихся.

Пример творческой работы ученика по теме «Симметрия»
Пример творческой работы ученика по теме «Симметрия»

Умение строить симметричные фигуры в сочетании с использованием инструмента поворот лежит в основе увлекательного процесса создания снежинок.

Пример творческих работ по теме «Снежинки»
Пример творческих работ по теме «Снежинки»

В ходе этого проекта, особенно в рамках внеурочной деятельности уместно обсудить с учащимися другие виды симметрий и найти их в окружающем мире, задаться вопросом «почему снежинки шестиугольные?» и познакомиться с трактатом Иоганна Кеплера «О шестиугольных снежинках или новогодний подарок».

Приступая к изучению §46 «Координатная плоскость», руководствуюсь советом А.Г. Мордковича, автора УМК по математике. Он говорит: «Хочешь дать знание – сделай его не целью, а средством». Поэтому координаты точки на плоскости мы с учениками осваиваем в среде Geogebra, придумывая задания для своих одноклассников. Эта работа организована и в рамках урока и во внеурочной деятельности.

Работы учеников
Работы учеников

Один из вариантов создаваемых заданий – «расставь точки – получи картинку». Средствами программы в свойства картинки, размещенной на координатной плоскости, вносится «условие отображения» - соответствие координат точки заданным числам. Если точка ставится на свое место – появляется картинка. У кого-то из девчонок это цветочки и в результате целая поляна цветов, у кого-то радостные смайлики и каждый новый «вспыхивающий» на плоскости дарит радость выполняющему эту учебную задачу. Ниже вы видите координатную плоскость в начале и в конце решения задачи, которую сами авторы назвали «Страшная сказка», шестиклашки же!

Творческие работы учащихся 6 класса на внеурочных занятиях
Творческие работы учащихся 6 класса на внеурочных занятиях

Использование компьютерных инструментов должно быть оправдано необходимостью повышения наглядности, динамической демонстрации графической информации и обеспечивать личностно-ориентированный характер обучения, деятельностный и дифференцированный подход к его организации. Эффективность использования достигается организацией такой деятельности обучающихся, которая обеспечивает мотивацию и стимулирует самостоятельное приобретение знаний, саморазвитие.

В пятых классах использую аналогичную программу «Живая математика», работать с ней приходится в школьном компьютерном классе, поэтому использовать ее замечательные возможности для включения в домашнюю работу затруднительно. Переход в 6 классе на программу Geogebra после «Живой математики» проходит легко и практикуя ее применение на протяжении нескольких лет обучения математике в 10 и 11 классах построение стереометрических чертежей очень помогает в изучении этого сложного и важного предмета. Но это уже совсем другая история.