«Хотя болезнь и трагична, но считать её злом было бы неправильно. Зачастую она является следствием нашей внутренней разлуки с Богом, с самим собой и окружающими людьми. Мы не даём себе времени, чтобы остановиться, задуматься об образе жизни, которое тело не выдержало» — Фредерика де Грааф
Рак — заболевание непредсказуемое, окутанное мифами и домыслами. Оно может внезапно возникнуть у любого человека, независимо от его расовой принадлежности, страны проживания или положения в обществе. На ранних стадиях оно не дает о себе знать, может протекать незаметно для организма. Бывает, во время лечения никто не даёт никаких гарантий. И хотя сегодня 80% онкозаболеваний поддаются успешному лечению, в народе этот диагноз приравнивается к смертному приговору, который обжалованию не подлежит. «Страх рака сильнее самого рака», — все чаще констатируют врачи-онкологи. В медицинском сообществе всё чаще говорят о привлечении к работе с онкобольными онкопсихологов, потому что доказано — от эмоционального настроя во многом зависит динамика выздоровления.
Еще в середине 20 века, один из основателей психосоматической медицины доктор Франц Александер доказал, что эмоциональные факторы играют существенную роль в возникновении заболеваний (соматических расстройств). И предлагал рассматривать любого пациента «как человека со своими страхами, тревогами, надеждами и отчаянием, как единое целое, не просто как носителя органов».
Примерно в то же время выдающийся советский психолог, руководитель психологической лаборатории военного Института авиационной и космической медицины Федор Горбов написал диссертационную работу. В её основу легли наблюдения, которые Федор Дмитриевич сделал во время войны, работая военным врачом в госпиталях. Раз за разом он наблюдал одну и ту же картину: раненые, сильные духом, имеющие смысл и волю к жизни восстанавливались после тяжелейших ранений. И наоборот, бойцы с незначительными травмами, побежденные страхом и унынием, уходили из жизни в считанные дни.
Наблюдения этих выдающихся учёных остаются актуальными по сей день. Столкновение с онкозаболеванием оборачивается для человека чередой испытаний. Да, человек остается в привычной среде, но он горюет по утрате одной из главных опор в своей жизни — по опоре на тело, на свое здоровье. Он переживает разрыв эмоциональных связей, гнев, обиду, печаль, одиночество и собственное бессилие. Иногда в течение всей жизни привыкший быть сильным, не знает, как вести себя в своей беспомощности, как справляться с жуткой тревогой перед неизвестностью, как совладать с самым сильным страхом — со страхом смерти, который мешает жить.
Это естественные переживания для человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации. И если не получается справляться своими силами, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
К онкопсихологу обращаются, чтобы:
Получить поддержку. Это особенно оправдано на этапе становления диагноза, во время прохождения лечения, в ремиссии до 1,5 лет, во время возникновения рецидива болезни. Именно в эти периоды человек с онкозаболеванием наиболее остро проживает горе, находится в нестабильном эмоциональном состоянии.
Хорошо, если он получает поддержку у близких и друзей. Но бывает так, что родственники не умеют, не могут или не хотят поддерживать больного. И тогда онкопсихолог может стать тем другим человеком, с которым можно будет прожить эти трудные минуты и начать искать ресурсы и смыслы для новой жизни.
На такую же психологическую поддержку имеют право и родственники онкопациентов. Как показывает практика, для них болезнь близкого — не меньшее испытание. Их жизнь тоже меняется, каждый день наполняется множеством переживаний и вопросов: Как говорить с больным, как его поддерживать, как выдерживать его раздражительность и недовольство? Как не переложить на него свои отчаяние, страхи и горе? Как лучше всего выражать свои чувства? Где находить силы и ресурсы, чтобы жить дальше и помогать тому, кого люблю? Онкопсихолог не сможет дать готовые ответы, но он поддержит человека в их поиске.
Научиться справляться со страхами. Самый сильный из них — страх смерти. Многие онкопациенты описывают его как «сковывающий», «парализующий», «убивающий смыслы и саму жизнь во мне». В своей книге «Разлуки не будет» христианский психолог Первого Московского хосписа Фредерика де Грааф цитирует одного из популярных православных проповедников 20 века митрополита Антония Сурожского, который говорил: «Из-за страха смерти мы боимся жить мужественно — с риском, с дерзновением, с глубиной. Мы боимся жить серьезно, с той радостной полнотой, которая укоренена в любви, в открытости сердца, невзирая на себя, невзирая на возможную опасность и даже смерть... Страдание, болезнь, смерть — есть неотъемлемая часть жизни, причем необыкновенно важная, требующая понимания и принятия».
Суть психологической работы со страхом смерти в том, чтобы начать говорить о нём, сделать его явным, научиться с ним справляться, выработать свое личное отношение к самой смерти. Это не сделает человека бесстрашным (что невозможно), но поможет существенно ослабить влияние страха на жизнь, сделать его переносимым.
Найти новые смыслы и опоры в жизни. Рак — это время, когда надо себя поставить на 1-ое место! И как показывает практика — онкобольным это сделать сложнее всего. Часто им привычнее быть сильным, со всем справляться самостоятельно и находить силы помогать другим. Если жить по-старому уже не получается — силы не те, а по-новому — не известно как, — это тоже хороший запрос для работы с онкопсихологом.
Вкус к жизни возвращается после проработки чувств, душевных травм и застарелых обид. Работа с принятием своего тела; приобретение навыка не копить проблемы, а искать ресурсы для их решения; выработка привычки заботиться о себе, планировать свою жизнь, а также просить о помощи и принимать её, — всё это возвращает человеку ответственность за его жизнь, способствует повышению стрессоустойчивости, появлению новых смыслов и опор в жизни.
При этом психологическую поддержку нельзя рассматривать как самостоятельный курс лечения. Она может давать результаты только в комплексной работе с врачами, другими специалистами помогающих профессий. И часто именно при таком подходе происходит самое главное чудо — запускается механизм исцеления.
Ольга Крутова для сайта проекта «Новая жизнь», https://oncology.help