Вспоминаем 1888 год. Тогда, 29 октября, сошёл с рельсов поезд, на котором из Севастополя в Петербург ехал император Александр III с женой и всеми своими детьми. Разорваны и искорёжены оказались десять вагонов из пятнадцати, погиб 21 человек — но все члены царской семьи выжили. Что же произошло в тот день?
Осенью 1888 года императорское семейство совершало поездку по Кавказу. Побывали в Грузии, в Баку... Домой возвращались через Ставрополь, куда прибыли морем.
Побыв некоторое время в городе, Мария Фёдоровна с детьми и мужем пересели на поезд, который тянули аж два локомотива.
При формировании императорского поезда нарушили два правила, которые жёстко ограничивали пассажирские составы в конце XIX века: два локомотива вместо одного и 64 оси при максимуме 42.
Ехал поезд достаточно быстро даже для наших дней — 68 км/ч.
В 12:50 семья направилась завтракать в "столовый" вагон, к ним присоединились министр путей сообщения Константин Посьет и военный министр Петр Ванновский, несколько придворных дам и другая свита. Поезд же в это время нёсся по искусственной железнодорожной насыпи, и работающие в разных ритмах локомотивы расшатывали полотно.
Завтрак подходил к концу, когда раздался грохот и все повалились.
Рельсы разошлись, один из паровозов провалился между ними, и сошли с путей десять вагонов из пятнадцати.
Металлическая крыша "столового" вагона рухнула вниз и застряла. Колёса отлетели, днище провалилось и разбилось на куски, и царская семья оказалась лежащей на рельсах — поэтому их крышей и не раздавило.
Тем, кто был в других вагонах, повезло меньше. Куски металла корёжило, тяжёлые царские вагоны сминали людей.
Именно тогда Александр III совершил то, что стало легендой.
Император приподнял крышу вагона и несколько минут удерживал её, пока остальные выбирались из-под завала.
Вероятно, он был в состоянии шока и ещё не почувствовал, как сильно пострадал сам.
«Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал», — вспоминала впоследствии княгиня Ольга.
Этот участок пути (Тарановка — Борки) просто нельзя было проходить на скорости под семьдесят вёрст в час! Он был признан аварийным ещё раньше, и машинисты прекрасно знали, что по нему рекомендовано ехать тихо.
Сошлось всё: нарушения при строительстве (угол наклона больше нормы, балласта насыпали меньше), размытая насыпь, бракованные шпалы — клали какие попало, чтобы сдать в срок.
Конечно, перед тем, как пускать царский поезд, пути подновили: балласт подсыпали там, где полотно совсем уж проседало, а шпалы заменили на снятые с другого участка — некоторые из "родных" за два года просто сгнили.
Пострадал и следующий за "столовым" вагон — детский. Младшие дети императорской четы находились там, им не положено было присутствовать на "взрослом" завтраке. Княгиню Ольгу закрыла собой няня — миссис Франклин. Младшая дочь императора доживём потом до 1960 года и увидит очень и очень многое. Няня пострадала сильнее: у неё оказались сломаны рёбра, позже обнаружили и ушибы внутренних органов. Маленького Михаила из обломков вагона достал солдат.
«Представляю себе, как будет разочарован Владимир, когда узнает, что мы все спаслись!» — заметил Александр III, когда убедился, что семья выжила. Если бы они все погибли, на престол взошёл бы его брат.
Погиб пожилой казак, который служил императрице 22 года, погибли юные егеря императора и все те, кто находился в предыдущем вагоне, перед "столовым". Он оказался разбит в щепки.
«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка тоже убит!» — писал в дневнике Александр III.
Допрашивая впоследствии министра путей сообщения Посьета, его спросили, почему он не обращал внимания государя на неправильный состав поезда и позволил такому произойти. Оказалось, что Посьет как раз не раз поднимал этот вопрос, причём ещё при отце императора — Александре II. Но вот проблемы при строительстве и эксплуатации путей отрицать было нельзя. Посьет был отправлен в отставку.
Перенапряжение сказалось на Александре III позже. Начались боли в пояснице, диагностировали проблемы с почками. Царь-миротворец ушёл из жизни в 49 лет.
Через пять лет после крушения поезда на этом месте построили часовню, но до наших дней она не сохранилась — в 1930-е годы её разрушили большевики. Всего же в память о чудесном спасении императорской семьи построили 126 храмов, не считая отдельных приделов, колоколен, крестов и т.п.