Найти тему
Из точки А в точку Б

Крушение царского поезда на Украине и чудесное спасение

Вспоминаем 1888 год. Тогда, 29 октября, сошёл с рельсов поезд, на котором из Севастополя в Петербург ехал император Александр III с женой и всеми своими детьми. Разорваны и искорёжены оказались десять вагонов из пятнадцати, погиб 21 человек — но все члены царской семьи выжили. Что же произошло в тот день?

Валентин Серов. Портрет Александра III. Фрагмент картины
Валентин Серов. Портрет Александра III. Фрагмент картины

Осенью 1888 года императорское семейство совершало поездку по Кавказу. Побывали в Грузии, в Баку... Домой возвращались через Ставрополь, куда прибыли морем.

Побыв некоторое время в городе, Мария Фёдоровна с детьми и мужем пересели на поезд, который тянули аж два локомотива.

При формировании императорского поезда нарушили два правила, которые жёстко ограничивали пассажирские составы в конце XIX века: два локомотива вместо одного и 64 оси при максимуме 42.

Ехал поезд достаточно быстро даже для наших дней — 68 км/ч.

Александр III с семьей
Александр III с семьей

В 12:50 семья направилась завтракать в "столовый" вагон, к ним присоединились министр путей сообщения Константин Посьет и военный министр Петр Ванновский, несколько придворных дам и другая свита. Поезд же в это время нёсся по искусственной железнодорожной насыпи, и работающие в разных ритмах локомотивы расшатывали полотно.

Завтрак подходил к концу, когда раздался грохот и все повалились.

Рельсы разошлись, один из паровозов провалился между ними, и сошли с путей десять вагонов из пятнадцати.

Металлическая крыша "столового" вагона рухнула вниз и застряла. Колёса отлетели, днище провалилось и разбилось на куски, и царская семья оказалась лежащей на рельсах — поэтому их крышей и не раздавило.

Тем, кто был в других вагонах, повезло меньше. Куски металла корёжило, тяжёлые царские вагоны сминали людей.

-3

Именно тогда Александр III совершил то, что стало легендой.

Император приподнял крышу вагона и несколько минут удерживал её, пока остальные выбирались из-под завала.

Вероятно, он был в состоянии шока и ещё не почувствовал, как сильно пострадал сам.

«Это был поистине подвиг Геркулеса, за который ему пришлось потом заплатить дорогой ценой, хотя в то время этого еще никто не знал», — вспоминала впоследствии княгиня Ольга.

-4

Этот участок пути (Тарановка — Борки) просто нельзя было проходить на скорости под семьдесят вёрст в час! Он был признан аварийным ещё раньше, и машинисты прекрасно знали, что по нему рекомендовано ехать тихо.

Сошлось всё: нарушения при строительстве (угол наклона больше нормы, балласта насыпали меньше), размытая насыпь, бракованные шпалы — клали какие попало, чтобы сдать в срок.

Конечно, перед тем, как пускать царский поезд, пути подновили: балласт подсыпали там, где полотно совсем уж проседало, а шпалы заменили на снятые с другого участка — некоторые из "родных" за два года просто сгнили.

Пострадал и следующий за "столовым" вагон — детский. Младшие дети императорской четы находились там, им не положено было присутствовать на "взрослом" завтраке. Княгиню Ольгу закрыла собой няня — миссис Франклин. Младшая дочь императора доживём потом до 1960 года и увидит очень и очень многое. Няня пострадала сильнее: у неё оказались сломаны рёбра, позже обнаружили и ушибы внутренних органов. Маленького Михаила из обломков вагона достал солдат.

«Представляю себе, как будет разочарован Владимир, когда узнает, что мы все спаслись!» — заметил Александр III, когда убедился, что семья выжила. Если бы они все погибли, на престол взошёл бы его брат.
-5

Погиб пожилой казак, который служил императрице 22 года, погибли юные егеря императора и все те, кто находился в предыдущем вагоне, перед "столовым". Он оказался разбит в щепки.

«Бог чудом спас нас всех от неминуемой смерти. Страшный, печальный и радостный день. 21 убитый и 36 раненых! Милый, добрый и верный мой Камчатка тоже убит!» — писал в дневнике Александр III.
-6

Допрашивая впоследствии министра путей сообщения Посьета, его спросили, почему он не обращал внимания государя на неправильный состав поезда и позволил такому произойти. Оказалось, что Посьет как раз не раз поднимал этот вопрос, причём ещё при отце императора — Александре II. Но вот проблемы при строительстве и эксплуатации путей отрицать было нельзя. Посьет был отправлен в отставку.

Перенапряжение сказалось на Александре III позже. Начались боли в пояснице, диагностировали проблемы с почками. Царь-миротворец ушёл из жизни в 49 лет.

Через пять лет после крушения поезда на этом месте построили часовню, но до наших дней она не сохранилась — в 1930-е годы её разрушили большевики. Всего же в память о чудесном спасении императорской семьи построили 126 храмов, не считая отдельных приделов, колоколен, крестов и т.п.