"Честный человек плохо разбирается в жизни". Остап Бендер
"Повелитель мух" очень простое в эксплуатации произведение, но крайне неоднозначное. До сих пор не умолкают споры на тему происходящего на необитаемом острове, куда попадает кучка детей разных возрастов, кто как себя вел и кто в чем неправ. Присоединюсь к этому хору, хотя и с некоторыми оговорками.
Когда-то автор посчитал этот труд неудачным, хотя и наполучал за него кучу премий и молва, с его легкой руки, навесила на это произведение ярлык, хотя и иного рода, но ярлык. Это по сути одно из немногих произведений Голдинга без религиозного подтекста. Но подтекст есть, довольно определенный. "Повелитель мух" действительно отличается от других произведений Голдинга, но отличается другим. Это единственный труд, где автор ясно выразил собственную позицию. Но он был практически первым, потому подобная ошибка вполне объяснима, а в дальнейшем автор ее уже не допускал, по полной скармливая читателям свои неоднозначности. Да и в "Повелителе мух" нет ничего однозначного, пусть Голдинг и заявил во всеуслышание - где он сам и на чьей он стороне.
Не знаю, но мне очень ясно в этой книге увиделись три направления - животно-языческое Джека, который живет сегодняшним днем, охотится на свиней и закатывает пиры. Ветхозаветное в лице Хрюши, который все понимает, но имеет нелицеприятный облик. И новозаветное, представленное Ральфом, который тверд в своих убеждениях, хотя и не может функционировать без хрюшиных советов. И не сказать, что при этом он как-то хорошо к этому Хрюше относится. Все три представителя учений имеют приверженцев и несут в массы свое знание.
В сложившихся обстоятельствах должен признать, что мифическое спасение с острова, которое еще и может быть опасным (приплывут обязательные страшные русские, английская литература часто грешит подобным), годится лишь в качестве мечты и сюжет не является подтверждением, поскольку опираться мы можем только на то, что предложил нам Голдинг. Народ требуется накормить и фрукты, которые растут в изобилии на деревьях, не выход из положения. А с представителей разума (Хрюша и Ральф) и спросу больше, это они должны были ходить за Джеком, льстить и уговаривать, чтобы в дальнейшем получить возможность при его содействии заниматься тем, что они считают самым важным. Костер, который может спасти, а может и погубить.
Понятно, что в данном случае мы имеем дело с малоразумными детьми, каждый из которых тянет одеяло на себя, но дальнейшее развитие событий говорит как раз о том, что ничего детского в этой книге нет. В итоге книга о несовершенстве человеческом. О том, что каждый имеет изъян и с этим необходимо мириться, если стоит задача выжить всем вместе. По большому счету речь не о детях и не о необитаемом острове, а о людях и нашей планете.
А Саймон, несколько отрешенный мальчик, который единственный, кто отправился на встречу со страхом, с Повелителем Мух, он абсолютно прав - жить рядом с неизвестным чудовищем, в постоянном неведении и неуверенности в завтрашнем дне, это смешно и такая жизнь ни к чему.