Найти в Дзене

Кризисы текста. Лиха беда — начало

Оглавление

Всем известно о существовании возрастных кризисов, случаются кризисы в супружеских отношениях, не говоря уже о финансовых кризисах. Но есть и кризисы текста, точнее, конечно, не у текста, а у автора, который этот текст пишет. Я выделила три основных камня преткновения на пути от пролога к эпилогу. Этот кризисы начала, середины текста и финала. Сегодня поговорим о самом первом.

Причины кризиса начала

Сразу оговорюсь, что речь идёт не о страхе чистого листа, о котором я писала в одной из статей в журнале Дзена. Дело не в страхе перед объёмом работы или в неуверенности в своих силах. Кризис – это результат противоречия. И в данном случае это противоречие выбора. Проблема выбора, кстати, считается одной из сложнейших психологических проблем.

Приступая к работе над текстом, автор оказывается перед классическим школьным вопросом: «С чего начать?» Не только потому, что совсем не знает, но и потому, что выбор большой. Или показать главного героя, желательно в действии, или уделить внимание его антагонисту, или сначала дать картину мира, а, может, лучше рассказать предысторию, вдруг читатель не поймёт, что к чему? А ещё советуют начинать с какой-то динамичной сцены, но где взять экшена, если задумывался совершенно мирный и спокойный роман?

Вот все эти вопросы и вызывают растерянность и тот самый кризис начала. Он, конечно, разрешается, но часто является причиной ошибок, которые снижают качество произведения.

Очаровательная кошка-писательница от художницы Joy Campbell
Очаровательная кошка-писательница от художницы Joy Campbell

Ошибки начала

«С выходом из-за печки». Слишком растянутое начало «ни о чём», чувствуется, что автор никак не решится перейти к сути, увлекаясь малозначительными деталями не слишком нужной предыстории. Иногда такое начало получается, когда автор, следуя рекомендациям, начинает предварительно расписываться. А потом ему свой «тренировочный» текст так нравится, что удалять его становится жалко. Вот и скучают читатели над этим нудным началом и часто, не осилив его, закрывают книгу.

Герой опоздал к началу. Распространённой ошибкой является начало книги с описания действий второстепенных персонажей, какая-то динамичная сцена, драка, погоня. Читатель уже успевает заинтересоваться одним из персонажей, а, оказывается, главный герой совсем не он. И появляется этот главный герой где-то во второй главе.

Тусовочное начало. Многолюдные сцены с разнообразными персонажами и их характеристиками – это неудачное начало. Оно вызывает растерянность читателя, на которого сходу вываливают массу информации о персонажах. И приходится ломать голову, гадая, кто же из них главный.

Нравоучение. Начало, как пространное рассуждение о нравственных проблемах современности и философские размышления о несовершенстве мира, для современной литературы не подходит. Чай, на дворе не XIX век, жизнь торопит, подгоняет, требует сразу переходить к сути дела.

Обращение к читателю. Например, «А теперь, мой дорогой друг, я расскажу тебе сказочку…» Или что-то в этом духе. Чаще всего это сочетается с предыдущей ошибкой, но и само по себе вызывает раздражение у 90% людей. Конечно, автору кажется, что так он установит контакт с читателем, но в этом случае, надо попробовать поставить себя на его место. Вам бы понравилось?

Вот это самые основные ошибки. Их выявить и описать значительно проще, чем предложить варианты удачного начала. Дело в том, что в разных жанрах различные требования к тексту, сюжеты тоже разные, так же как и авторы. Но я бы выделила три главных требования к началу.

Натюрморт художника Сергея Андрияки
Натюрморт художника Сергея Андрияки

Как сделать начало удачным

Главная задача начала – заинтересовать читателя и настроить его на позитивное восприятие книги. И, конечно, начало не должно мешать дальнейшему развитию сюжета. Поэтому вот три кита, на которых стоит удачное начало.

Интрига. Она прекрасно настраивает человека на чтение, когда хочется разгадать предложенную автором загадку, раскрыть тайну, понять, почему главный герой именно такой и т. д.

Динамика. Движение, действие в начале обеспечивает внимание читателя. Причём необязательно какой-то забойный экшен, действие может быть разное. Например, герой в первых строчках заявляет, что он провалил экзамены в выбранный вуз, обиделся на весь свет и решил уехать на Колыму/ отправиться постигать дзен на Тибет/ решил наняться разносчиком пиццы и т. д.

Логика. Всё, о чём говорится в начале, должно получить развитие в тексте, стать основой сюжета. В том числе это касается и экшен-сцены. Персонаж, устроивший погоню на первой странице книги, должен проявить себя и дальше, да и причину этой погони стоит сделать значимой.

Начало – это как фундамент дома. Из-за криво сложенного фундамента весь дом может развалиться. Но лиха беда – начало. А дальше-то проще будет. Так что удачи вам в творчестве. Не забывайте мой канал, заглядывайте.