Перегрев двигателя достаточно серьезная проблема, к которой должен быть готов абсолютно любой водитель. Не зря на панели приборов каждого автомобиля, выведен показатель текущей температуры двигателя, за которым нужно обязательно следить. Большинство водителей не обращают на это должного внимания и сталкиваются с перегревом уже когда это становится заметно визуально. Что вообще такое перегрев? Это рост температуры работающего мотора выше допустимой нормы. У каждого двигателя существует своя рабочая температура, установленная заводом изготовителем. Соответственно и охлаждающая жидкость в системе предназначена для работы именно при такой температуре и малейшее её превышение уже считается перегревом.
С превышением температуры, сначала начинает неустойчиво работать двигатель и на ранних этапах это малозаметно. Когда перегрев достигает критических значений, вибрации усиливаются и из-под капота начинает идти пар. Как раз это и есть тот момент, когда водитель замечает проблему и начинает принимать меры. Белый пар из-под капота вовсе не означает о то, что где-то плавится пластмасса или вот-вот что-то загорится. Когда кипит охлаждающая жидкость, выделяется пар, то есть все также, как и при кипении воды в чайнике. А в крышке расширительного бачка имеется клапан, который этот пар выпускает, чтобы от избыточного давления не разорвало патрубки.
Если ничего не делать и продолжать движение, то от высокой температуры металл расширится настолько, что поршня заклинят в цилиндрах и двигатель заглохнет. Если при этом, мотор работал на высоких оборотах, у заклинившего поршня вырывает шатун, который в большинстве случаев пробивает блок цилиндров насквозь. Да, и такое возможно. Но! Если вовремя принять меры и всё сделать правильно, то таких последствий вы сможете избежать.
Первым делом остановитесь. Конечно не посреди дороги, а займите крайнее положение на проезжей части и включите аварийку. Не в коем случае нельзя глушить мотор. Объясню почему. Когда работает двигатель, помпа гоняет антифриз по системе, а когда вы машину глушите, испарений получается еще больше и так как он застаивается в малом круге, то есть в рубашке двигателя - ведёт головку блока цилиндров. Это невооружённым взглядом незаметно, заметно будет потом в работе двигателя: он будет троить, плохо ехать и т.д., и тогда головку придётся шлифовать. Шлифовка приводит к тому, что уменьшается камера сгорания и потом обычно приходится использовать бензин с высоким октановым числом. Если раньше для мотора был предназначен 92-й бензин, то теперь нужно лить 95-й. Вот так вот. Так что мотор не глушим!
Итак, остановились, сразу включаете печку (обогрев салона) на полную, открываете все двери, чтобы салон и вы вместе с ним не «расплавились», открываете капот и ждёте пока мотор не начнёт понемногу остывать. Не нужно добавлять оборотов педалью газа, поливать холодной водой мотор и тем более откручивать крышку расширителя или радиатора - только получите сильные ожоги. Сделали то, о чём я рассказал выше, этого хватит вполне, чтобы температура пришла в норму. Когда стрелка на приборке будет показывать рабочую температуру, тогда можно глушить, если вам угодно или двигаться дальше. И желательно двигаться в сторону автосервиса, либо гаража, где вы определите причину того, почему машина закипела. Просто так этого в любом случае не происходит, это может быть вышедший из строя датчик температуры, вентилятор, помпа или термостат. Система охлаждения устроена таким образом, что даже в сорока-градусную жару, стоя в пробке, двигатель не сможет перегреться при её правильной работе. Поэтому устанавливайте причину, исправляйте её и не затягивайте, иначе перегрев снова повторится.