Сегодняшний обзор посвящен еще одному сибирскому городу, точнее его маленькой, привокзальной части. Называется он Белово и не такой уж и маленький. Расположен в Кузбассе, в Кемеровской области и, наверное, каждый подсознательно ожидает поездов с углем и прочими полезными ископаемыми. Но нет, сегодня речь о вокзале этого города и о памятнике, установленном перед ним в 2004 году. За фотографии огромное спасибо читателю tim32, автору фотографий к обзору о "Стариках-работниках".
1. Этот памятник установлен прямо перед зданием вокзала города Белово, здание которого само по себе выглядит очень красиво. Само-собой, открытие памятника было приурочено ко Дню железнодорожника.
2. Речь, конечно же, о самом первом российском паровозе – машине созданной Ефимом и Мироном Черепановыми. И тут сразу первый миф: паровоз братьев Черепановых. На самом деле, опровержение этого факта находится достаточно легко: механиками, создавшими паровоз, были отец и сын. Из крепостных тульского промышленника Демидова, плотно осевшего на Каменном поясе (так иногда называют Уральские горы). При этом, что отец был очень грамотным (по описаниям) специалистом на заводах в Нижнем Тагиле, что сын. Причем, похоже, сын был более даровит. Один факт, что Мирон (Черепанов-младший) в возрасте 12 лет был принят на работу в контору заводов, многое говорит о «высокой грамотности» (это цитата, а не сарказм) этого крепостного.
3. И тот факт, что недворянин и несвободный имел образование, слегка подтачивает миф советской историографии об ужасной жизни крепостных. Нет, условия жизни были тяжелые, достаточно почитать того же Бажова (почти современника), но при определенных условиях все можно было бы поменять. А у Черепановых получилось. Правда тут еще один миф: паровоз они собрали сами, сами до него и додумались. Это не так. Как раз Мирон ездил за границу, в том числе и в Англию, где изучал механизмы и в первую очередь – паровые машины и железную дорогу Стефенсона. Так что база была, но конструкция паровоза все же своя, оригинальная. Правда, оказался паровоз и дорога длиной менее километра не рентабельной. Причина в том, что для паровой тяги важны большие и тяжелые поезда, а внутри завода такие просто негде было взять.
4. И как наглядный пример «эволюции» железнодорожных локомотивов рядом, но уже не как памятник, а на рабочих путях стоял в тот день электровоз ЭП2К-054. Правда, в отличие от «предка» он не грузовой, а пассажирский локомотив, но как ни крути, а исходной точкой, из которой «родились» все мировые тепловозы, электровозы, паровозы и прочие «возы» были те первые машины Тревитика, Стефенсона, Черепановых и другие.
На этом у нас с коллегой на сегодня все. Всем спасибо за внимание, за оценки и комментарии. Удачи!
P.S. Если у Вас есть желание, Вы можете стать соавтором "Записок...". Просто присылайте Ваши фотографии по электронному адресу trainwriter@yandex.ru с небольшим описанием. Согласуем и сделаем обзор вместе!