Найти тему

"Травма это не только абьюз?"

"А почему в примерах только абьюз, почему идти в такие крайности.
Папа например, мог переехать, создать другую семью - это абьюз? Нет!
Есть у ребёнка травма по поводу того, что отец с ним не живёт? Есть! "

Такой вопрос мне задали в комментариях к эфиру.

Вчера на эфире мы начали разговор про психологические травмы, и говорили про травмы 2-х видов:

  1. Шоковая травма, когда есть конкретное событие, выходящее за рамки обычного течения жизни, имеющее начало и конец. Как правило это внезапное и интенсивное нарушение границ, не удалось справиться с этим событием так как хотелось бы. И это событие перегружает психику, психика не может его интегрировать и вписать в жизненный опыт. И ситуации с эмоциональным, физическим или сексуальным абьюзом часто попадают в эту категорию.
  2. Кумулятивная травма. Здесь конкретного события нет, само течение жизни и есть травма - когда ребенок ежедневно живёт в обстановке эмоционального насилия, отвержения, пренебрежения его потребностями. И об эту обстановку, об отношения с родителями (или людьми их заменяющими) ребенок травмируется, каждый день.

На мой взгляд, ситуация когда отец ушел из семьи - это вариант, в котором есть черты обоих видов травм. Теория описывает жизнь, но жизнь разнообразнее чем любая теория.

С одной стороны, есть конкретный момент когда отец ушел. И в то же время, конкретного момента нет - т.к. отношения отца и матери очевидно портились уже давно, ребенок всё это видел и чувствовал, жил в этом. Это влияло и на отношения отца и ребенка. И это растянуто во времени, сами отношения с отцом стали травмой.

Не столь важно, какого вида травма. Важно как ребенок это перенес тогда, как это повлияло на его жизнь, какие выводы он сделал и как это продолжает влиять на жизнь сейчас.

Здесь речь о травме, когда ребенок почувствовал себя брошенным. Отец это важная фигура для ребенка, и вот этот важный человек ушел, бросил, предал.

Ребенок может сделать вывод, что "никому доверять нельзя, отношениям доверять нельзя, все бросают". Этот вывод ребенок сделал из всех отношений с отцом, здесь может не быть какого-то конкретного момента.

И дальше, например девочка выросла и стала взрослой. Она по-прежнему не доверяет отношениям, внутри неё живёт эта боль и страх, что её снова бросят. Поэтому она "на всякий случай" бросает первая, разрушает отношения - тогда не так больно.

Жизненный сценарий - это способ ориентироваться в реальности, чтобы избегать боли и избегать неприятных сюрпризов. И таким образом, в сценарии этой девочки вписано, что отношениям нельзя доверять, и лучше самой их разрушить заранее, чтобы не страдать когда это сделает второй человек.

Мы еще продолжим эфиры про травму, будет продолжение - т.к. это важная и объемная тема. Будем подробнее говорить и про травмы первого вида, и про травмы второго вида, и про их сочетание.

Запись вчерашнего эфира можно посмотреть по этой ссылке в Ютубе или прямо здесь.

Если есть еще вопросы или отклики - пишите в комментариях, мне это важно, будем об этом говорить в постах и на эфирах.