Найти тему

Уроки подневольного патриотизма

Оглавление

В прошлый четверг (21.05.2020) президент РФ Владимир Путин внёс законопроект в котором предлагается расширить действующий закон об образовании.

Среди красивых общих фраз о прививании любви к природе и уважения к старшим, особо примечательно намерение властей "определить воспитание как деятельность, направленную формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества".

И вот тут появляется ряд вопросов.

Кому и что делать?

Во-первых, хотелось бы узнать кто и как должен впихнуть это в уже существующую школьную программу? Ответ на это частично есть в пояснительной записке к законопроекту:

"Календарный план воспитательной работы, разработанный и утвержденный образовательной организацией ... организуются и проводятся образовательной организацией".

И далее:

"Право на участие в разработке рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы получат советы обучающихся, советы родителей".

То есть, по старой русской традиции, верхи придумали очередной сырой проект, а думать над его реализацией придется низам, в данном случае - педагогам и самим родителям.

Если с вопросом "кто?" хоть что-то ясно, то на вопрос "как?" в законопроекте нет ответа. Делать отдельный урок? Но количество учебных часов строго регламентировано. Тогда вместо чего ввести уроки патриотизма? От чего отказаться? От русского языка, математики, истории? Вплетать любовь к Родине в обычный урок тоже сомнительное решение - ведь это затормаживает прохождение основного материала, а с этим в школах и так проблемы.
Можно, конечно, посвятить новому проекту внеклассную деятельность, но это значит, что придётся отказаться от уже запланированных культурных мероприятий или подогнать их под линию партии.

А судьи кто?

Во-вторых, "герои Отечества", которых предлагается чтить, - это кто конкретно? Согласитесь, понятие довольно размытое, особенно в стране, где уже не одно десятилетие табуируются любые рассуждения на тему гражданских войн, военных преступлений и политических репрессий.

К примеру, кто герои гражданской войны? Белые, которые сражались за тысячелетние традиции своей страны или Красные, которые хотели изменений, прогресса и свободы от анахроничного монархизма?

А как там с осмыслением деятельности НКВД, принудительного переселения целых народов в Сибирь и Казахстан, результатов военных действий в Чечне? Или подобные вопросы тоже должны решать учителя?

Третье правило джинна

Ну и в-третьих, как вообще можно насильно привить чувство любви и гордости к чему-либо? Такого даже джинн из лампы не мог.

В сказке, если кто помнит, герой был ограничен тремя правилами: он не мог загадывать больше желаний, желать смерти или воскрешения из мёртвых, а главное - заставить кого-то любить себя. Но, видимо, создатель вышеупомянутого законопроекта считает себя куда более могущественным созданием, чем какой-то сказочный раб лампы.

Ведь что такое патриотизм? Это любовь к своей стране, народу, культуре, истории. Это чувство гордости за её победы и переживание за поражения. А главное, что это чувство должно быть искренним и добровольным.

Насколько же искренне будет прививать любовь к Родине учитель, получающий зарплату ниже среднего? Каким образом проникнутся гордостью за свою страну задыхающиеся от смога жители Кузбасса, инвалиды не имеющие в XXI веке возможности самостоятельно выбраться из дому или тысячи безработных, ставших такими из-за невнятных и несвоевременных карантинных мер?

Вот и выходит, что вышеназванный законопроект - это не никакое не воспитание любви к Родине, а откровенное принуждение к слепому поклонению. Потому что нельзя просто взять и на законодательном уровне обязать всех любить что-то.

Любовь и уважение можно только заслужить.

Instagram YouTube VKontakte LiveJournal