Часть 7.
Нам не разрешали фотографировать людей, говорили, что без спроса этого делать нельзя, но природу мы могли снимать без ограничений. Конечно, запретный плод сладок и наши туристы старались незаметно запечатлеть пионеров, идущих в красных галстуках в любое время суток и в любой день недели, многочисленных пешеходов и велосипедистов, рабочих на стройках.
Кстати, про одежду и значки. Мы не заметили людей в джинсах и кроссовках. Говорили, что раньше в памятке туриста было требование воздержаться от ношения подобной одежды и обуви в Корее. Большинство женщин, из тех, которых мы видели, ходили в брюках или лосинах, футболках или блузках, некоторые в платьях, на ногах босоножки или сланцы. Мужчины в черных или коричневых брюках, рубашках, туфлях или в военной форме.
Никого мы не встретили в серых спортивных костюмах, которые сейчас так популярны у молодёжи во Франции. Ни в коем случае нельзя сказать, что одеты они грязно, плохо или бедно, я бы сказала – опрятно и просто. Значки носят обязательно экскурсоводы и пограничники, а горничные в отеле и люди, приехавшие отдыхать на пляж, в ношении значков замечены не были.
Вы уже наверное начали думать: бедные корейцы, работают год за годом и ни дня отдыха! А вот здесь вы снова ошиблись – у нас в комнате висел настенный календарь и мы с интересом его изучали, оказалось, что праздников в стране не меньше нашего, один-два дополнительных выходных дня ежемесячно. Разница только в том, что если в Германии они, преимущественно, религиозного характера, а в России светского, то в Корее – коммунистического. Мы сразу вспомнили, как праздновали дни Великой Октябрьской Революции, отмечавшиеся 7-8 ноября, День Конституции, который тоже раньше был выходным.
В понедельник наш экскурсовод радостно сообщил, что никаких экскурсий в этот день не будет, потому что праздник! Что за праздник? День Победы! Победы над кем? Над американцами! В следующем месяце опять будет День Победы, на этот раз над японцами! Потом День Матери, затем – День Рождения Жены Ким Ир Сена и т. д. Понятно?
Узнав, что завтра нас ожидает поездка к памятнику северокорейским вождям и возложение цветов на могилы советских солдат, мы обрадовались как дети, которых пообещали сводить в цирк. Это известие было настолько приятным оттого, что на базе нам не разрешалось свободно передвигаться. Конечно, запреты периодически нарушались, охранники отеля гоняли нас и сообщали переводчикам о несанкционированных действиях русских. Однако нашу тягу к знаниям им ничем не удавалось перешибить – мы всё равно лезли на камни, уходили по берегу моря до села и т. д.
Приехав в город, первым делом мы остановились у цветочного магазина и скинулись по 5 юаней на цветы. Купили два изумительных букета, но, каково же было моё удивление – цветы оказались искусственными! Почему не купили живых, я так и не поняла, ведь оранжерея в городе есть, мы её потом посетили, выращивают там красивейшие аленькие цветочки – Цветок Ким Чен Ира. Может быть их срезают только по особым датам?
От цветочного магазина до площади вождей мы ринулись пешком. Это было великолепно: широченные проспекты, никаких охранников, необыкновенное ощущение свободы!!! Нас будто бы выпустили из лагеря закрытого типа, именно так я себя ощущала на базе...
Впереди находился монумент двум руководителям страны, открытый совсем недавно: гигантского роста Ким Ир Сен и Ким Чен Ир, один в плаще, другой в куртке. Карина пояснила, что это демократические лидеры, потому и одеты они так, по-простому. Вся последующая процедура, которая напоминала мне посещение храма и религиозные отправления, проходила чётко и ритуально: мы сняли головные уборы и тёмные очки, оставили рюкзаки и сумки, а после этого степенным шагом взошли по лестнице к монументу.
Фотографии памятника нам указали делать с учётом размеров, чтобы ни в коем случае не была отрезана какая-то часть мемориальной композиции, иначе снимок придётся удалить. Москвичка Яна изъявила желание собственноручно возложить цветы. Торжественная речь, произнесённая на корейском языке подоспевшей «служительницей культа», одетой в национальный костюм, и небольшая фотосессия с ней. Всё!
Я захотела задать уточняющий вопрос и показала пальцем на одного из "великих кормчих". Карина тут же развернула мою руку ладонью вверх и сказала, что так и только так положено указывать на вождей. Тогда я спросила, а как правильно покидать монумент, пятясь назад или можно развернуться к «вечно живым» одним местом? Карина похвалила меня за старательность в следовании ритуалам и разрешила просто спуститься.
Возложение цветов 32 советским воинам, отдавшим жизни за северокорейскую землю прошло торжественно и спокойно. Дима очень хотел выполнить эту священную миссию и мы его благословили. Могилы солдат находятся на возвышенном месте, откуда открывается великолепная панорама города, думаю, что спят наши герои там спокойно.
Позднее, меня снова угораздило что-то спросить у переводчика про корейского лидера и я опять допустила жуткую оплошность, назвав «их Бога» просто по имени. Коля разозлился и твёрдо с расстановкой сказал: «Если у Вас не хватает сил выговорить ВЕЛИКИЙ ВОЖДЬ, ВЕЧНЫЙ ПРЕЗИДЕНТ ТОВАРИЩ КИМ ИР СЕН, то говорите коротко – Товарищ Ким Ир Сен!»
Продолжение: Как нас обманывали с ценами в Северной Корее
Предыдущая часть: Что сохранилось хорошего в Северной Корее
На канал можно по ссылке ПОДПИСАТЬСЯ