Найти тему
НУАР-NOIR

Забвенный нуар про похищение сына советского дипломата

Между прочим, созданный Михалковым

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Дорогие друзья, давайте сразу же обозначим, что создателем фильмов является не только Никита Сергеевич Михалков, чье имя в последнее время «на слуху», но и его отец – поэт и драматург Сергей Владимирович Михалков, который известен как созданием государственных гимнов, так и образа «Дяди Степы». А ещё рождением идеи для фильма «Дорогой мальчик» (1974)

Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)

Вначале была пьеса. А поскольку первая половина 70-ых годов считалась временем «разрядки», когда вроде бы нормализовались отношения СССР и США, то это надо было отразить в кинематографе. В то время даже американские президенты не считали зазорным прилететь в Советский Союз. К слову сказать, пьеса «Дорогой мальчик» возникала как раз после визита Ричарда Никсона в Москву. Тогда многие обратили внимание на то, что он был в некоторой степени похож на Брежнева (в тот момент пребывавшего в хорошей физической форме).

Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)

Так стала развиваться идея о том, что могли встретиться внешне похожие мальчики: американский и советский. И их дружба могла стать залогом того, чтобы дать отпор всякого рода злодеям. Именно на основе пьесы Сергей Владимирович Михалков вместе с молодым режиссером Александром Стефановичем (ещё не мужем Аллы Пугачевой) стал готовить сценарий для приключенческого фильма, в котором была ярко выражена авантюрная и криминальная составляющая.

Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)

А поскольку классический нуар был для Америки жанром критическим (режиссеров даже обвиняли в «очернительстве американской действительности»), то нет ничего удивительного в том, что советская лента обладала определенным нуарным характером (ведь можно было критиковать нравы США). Впрочем, в данном случае была подчеркнута не мрачная отчужденность, а ироничность – ирония была присуща многим персонажам «крутых детективов»

Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)

Опять же в фильме можно отметить следы наследия О Генри, в частности, «Вождя краснокожих». Только на этот раз подобных «неудобных вождей» оказалось два: советский и американский. То есть похитителям на голову свалилось вдвое больше проблем. Хотя нельзя говорить о том, что получилась комедия в стиле «криминального варьете». Советскому мальчику Жоре Тимохину угрожала очень серьезная опасность. Причем, не одна.

Афиша фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Афиша фильма "Дорогой мальчик" (1974)

Всё начинается с того, что самолет, на котором летел упомянутый Жора, сын советского дипломата, оказался под «ударом» таинственной организации, а потому была совершена вынужденная посадка. Пассажиров разместили в отеле, где Жора знакомится со своим ровесником Джорджем Роб-Робсоном, который по совместительству приходится сыном миллиардеру, заработавшему состояние на собачьих консервах. В отеле возникает изрядная суета, и банда похищает «не того» мальчика. После чего начинается череда попыток исправить ситуацию.

Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)

Надо сказать, что фильм получился весьма необычный для того времени. Мы бы даже сказали - новаторский. Именно по этой причине его почти не показывали в СССР, зато он не раз шел в странах «социалистического лагеря» и в Западной Европе. Кинокадры перекладываются рисункам, пародирующими криминальные комиксы. А ещё надо отметить музыку и песни, которые были исполнены только-только возникшим ВИА «Водограй»

Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)
Кадр из фильма "Дорогой мальчик" (1974)

Песни можно было считать смелыми даже для времен т.н. «перестройки», а в 1974 году они звучали как настоящий революционный прорыв. Некоторые из них оказались весьма «навязчивыми», в частности, некоторое время нельзя было избавиться от мотива песни «Гонки» (соответствующий отрывок из фильма прилагается ниже) А припев из неё, который содержал слова: «Ведь для жизни нужна крепкая голова с крепкими зубами!» весьма точно передает суть и интонации нуара.

Впрочем, «политика разрядки» в какой-то момент закончилась. Президент Рейган провозгласил СССР «империей зла», а потому про странный фильм предпочли «оперативно забыть». Что не отменяет того, что это весьма увлекательная лента. В ней интересно «разработаны» почти все персонажи - каждый несет на себе отпечаток какого-то «поpока общества».

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару