Найти тему
Древний Мир | История

Самые частые ошибки в изображении древнего Рима в кино

Про древний Рим снято огромное количество фильмов и сериалов. Некоторые из них тщательно воспроизводят исторические детали показываемой эпохи, многие другие — нет. Перечислим наиболее часто встречающиеся в исторических фильмах ошибки и неточности, связанные с показом древнеримских реалий.

Римские всадники со стременами. Кадр из фильма «Восставший», 2016 г.
Римские всадники со стременами. Кадр из фильма «Восставший», 2016 г.

Самая первая ошибка, которую очень часто допускают при показе не только Рима, но и вообще любого античного общества. Всадники в таких фильмах практически всегда используют стремена. Постановщиков съёмок можно понять, ездить на лошадях без стремян умеет далеко не каждый каскадёр, не говоря уже об обычных актёрах. Вот только стремена в Европе получили распространение не ранее VI века нашей эры.

Ланиста Батиат в сериале «Спартак» упоминает римский Колизей, который на самом деле появился лишь через век.
Ланиста Батиат в сериале «Спартак» упоминает римский Колизей, который на самом деле появился лишь через век.

Город Рим практически всегда показан застроенным величественными мраморными зданиями, причём обязательно с Колизеем. Если действие фильма происходит в эпоху домината, то всё правильно. Но до нашей эры Рим в основном состоял из кирпичных строений (за исключением храмов на Палпатинском холме), а каменный Колизей (он же амфитеатр Флавиев) появился лишь в 80 г. н.э.

Заседание римского сената в сериале «Рим».
Заседание римского сената в сериале «Рим».

Ещё одна часто встречающаяся ошибка, связанная с римской архитектурой. Римский сенат в фильмах обычно заседает в круглом помещении. Это соответствует действительности, но лишь в республиканские времена. В Курии Гостилии был большой круглый зал, где проходили заседания сената. Но в 52 г. до н.э. это здание сгорело целиком, и по приказу Юлия Цезаря для римского сената была построена Курия Юлия. Она стоит в городе Риме по сей день. Любой желающий может убедиться, что это строение прямоугольной формы.

Атия, кадр из сериала «Рим».
Атия, кадр из сериала «Рим».

Часто встречаются в фильмах анахронизмы, относящиеся к жизни главных героев. К примеру, персонаж сериала «Рим» Атия никак не могла участвовать в событиях 30 г. до н.э, поскольку в реальной истории умерла ещё до 43 г. до н.э. Первый муж другой героини того же сериала, Октавии, не был убит. Эти супруги прожили вместе 14 лет и имели троих детей.

Ниоба, героиня сериала «Рим».
Ниоба, героиня сериала «Рим».

Римлян и особенно римлянок в фильмах называют как угодно, в том числе греческими именами (например, Ниоба). Такое могло быть лишь в двух случаях — либо женщина родилась в Греции и только потом каким-то образом получила римское гражданство, либо является рабыней (рабам их хозяева часто давали греческие имена). А свободнорождённая римская женщина всегда звалась по имени своего отца.

Туника покроя современного вечернего платья, столы нет вовсе. Лициния в сериале «Спартак».
Туника покроя современного вечернего платья, столы нет вовсе. Лициния в сериале «Спартак».

Древнеримские женщины в кино постоянно ходят по улицам без верхней одежды, в одной тунике. В историческом Риме в подобном наряде могли показываться на людях только рабыни. Почтенные матери семейств носили два платья (тунику и столу), а если погода была плохая, то и плащ. К тому же римская матрона не появлялась на улице с непокрытой головой, это было совершенно неприлично. Хотя бы символическая накидка или повязка должна была прикрывать её волосы.

Статуи в античных храмах не могли стоять в таком неприглядном виде, их ярко раскрашивали. Кадр из фильма «Агора», 2009 г.
Статуи в античных храмах не могли стоять в таком неприглядном виде, их ярко раскрашивали. Кадр из фильма «Агора», 2009 г.

Статуи как на улицах Рима (и других городов того времени), так и в помещениях в фильмах практически всегда некрашеные. Но такими они стали после того, как пролежали в земле много веков. Как римляне, так и античные греки раскрашивали свои статуи, для придания им максимальной реалистичности.

Луция Ворена обрядили в нелепый кожаный доспех. Кадр из сериала «Рим».
Луция Ворена обрядили в нелепый кожаный доспех. Кадр из сериала «Рим».

Надо сказать и о древнеримских доспехах. Для экономии бюджета картины их порой делают из чего попало. Наиболее часто в кино встречаются почему-то кожаные доспехи. Римские легионеры их не использовали, в самом худшем случае на них мог быть матерчатый «льняной» доспех. Не менее часто в кино легионеры щеголяют в пластинчатом доспехе, даже если действие происходит во времена Цезаря или более ранние. Но лорика сегментата появилась в римской армии при императоре Октавиане Августе, до того основным доспехом была лорика хамата, представлявшая собой обычную кольчугу.

Римские легионеры сражаются без всякого строя. Сцена из фильма «Центурион» 2010 г.
Римские легионеры сражаются без всякого строя. Сцена из фильма «Центурион» 2010 г.

Зачастую постановщики боёв в фильмах не представляют себе римскую тактику, и легионеры у них сражаются как варвары: каждый сам по себе. Между тем основным преимуществом римского войска был плотный строй, который нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах. Легионер вне строя мог оказаться только в ситуации полного разгрома и панического бегства, никак иначе.

Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Такой «Древний Рим» нам не нужен!
Кадр из фильма «Астерикс и Обеликс против Цезаря». Такой «Древний Рим» нам не нужен!

Ну и последнее. В фильмах легионеры порой демонстрируют в бою лихое фехтование на мечах. В реальности римский пехотинец любое вражеское оружие парировал только щитом. Гладиус применялся лишь для колющих ударов, им не отражали вражеские клинки.

Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.

© Булат Мамлиев