Про древний Рим снято огромное количество фильмов и сериалов. Некоторые из них тщательно воспроизводят исторические детали показываемой эпохи, многие другие — нет. Перечислим наиболее часто встречающиеся в исторических фильмах ошибки и неточности, связанные с показом древнеримских реалий.
Самая первая ошибка, которую очень часто допускают при показе не только Рима, но и вообще любого античного общества. Всадники в таких фильмах практически всегда используют стремена. Постановщиков съёмок можно понять, ездить на лошадях без стремян умеет далеко не каждый каскадёр, не говоря уже об обычных актёрах. Вот только стремена в Европе получили распространение не ранее VI века нашей эры.
Город Рим практически всегда показан застроенным величественными мраморными зданиями, причём обязательно с Колизеем. Если действие фильма происходит в эпоху домината, то всё правильно. Но до нашей эры Рим в основном состоял из кирпичных строений (за исключением храмов на Палпатинском холме), а каменный Колизей (он же амфитеатр Флавиев) появился лишь в 80 г. н.э.
Ещё одна часто встречающаяся ошибка, связанная с римской архитектурой. Римский сенат в фильмах обычно заседает в круглом помещении. Это соответствует действительности, но лишь в республиканские времена. В Курии Гостилии был большой круглый зал, где проходили заседания сената. Но в 52 г. до н.э. это здание сгорело целиком, и по приказу Юлия Цезаря для римского сената была построена Курия Юлия. Она стоит в городе Риме по сей день. Любой желающий может убедиться, что это строение прямоугольной формы.
Часто встречаются в фильмах анахронизмы, относящиеся к жизни главных героев. К примеру, персонаж сериала «Рим» Атия никак не могла участвовать в событиях 30 г. до н.э, поскольку в реальной истории умерла ещё до 43 г. до н.э. Первый муж другой героини того же сериала, Октавии, не был убит. Эти супруги прожили вместе 14 лет и имели троих детей.
Римлян и особенно римлянок в фильмах называют как угодно, в том числе греческими именами (например, Ниоба). Такое могло быть лишь в двух случаях — либо женщина родилась в Греции и только потом каким-то образом получила римское гражданство, либо является рабыней (рабам их хозяева часто давали греческие имена). А свободнорождённая римская женщина всегда звалась по имени своего отца.
Древнеримские женщины в кино постоянно ходят по улицам без верхней одежды, в одной тунике. В историческом Риме в подобном наряде могли показываться на людях только рабыни. Почтенные матери семейств носили два платья (тунику и столу), а если погода была плохая, то и плащ. К тому же римская матрона не появлялась на улице с непокрытой головой, это было совершенно неприлично. Хотя бы символическая накидка или повязка должна была прикрывать её волосы.
Статуи как на улицах Рима (и других городов того времени), так и в помещениях в фильмах практически всегда некрашеные. Но такими они стали после того, как пролежали в земле много веков. Как римляне, так и античные греки раскрашивали свои статуи, для придания им максимальной реалистичности.
Надо сказать и о древнеримских доспехах. Для экономии бюджета картины их порой делают из чего попало. Наиболее часто в кино встречаются почему-то кожаные доспехи. Римские легионеры их не использовали, в самом худшем случае на них мог быть матерчатый «льняной» доспех. Не менее часто в кино легионеры щеголяют в пластинчатом доспехе, даже если действие происходит во времена Цезаря или более ранние. Но лорика сегментата появилась в римской армии при императоре Октавиане Августе, до того основным доспехом была лорика хамата, представлявшая собой обычную кольчугу.
Зачастую постановщики боёв в фильмах не представляют себе римскую тактику, и легионеры у них сражаются как варвары: каждый сам по себе. Между тем основным преимуществом римского войска был плотный строй, который нельзя было нарушать ни при каких обстоятельствах. Легионер вне строя мог оказаться только в ситуации полного разгрома и панического бегства, никак иначе.
Ну и последнее. В фильмах легионеры порой демонстрируют в бою лихое фехтование на мечах. В реальности римский пехотинец любое вражеское оружие парировал только щитом. Гладиус применялся лишь для колющих ударов, им не отражали вражеские клинки.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев