В Советском союзе, слово продавец не несло негативной окраски.
Ну, да, говорили, если умом не вышел, иди в "торговый"...
Но в 90-х все стало по другому.
С запада к нам пришли техники и технологии прямых продаж, все эти "питчи", "бонусы", "импекты", "дистрибьютеры" и т.д.
Люди, еще не отвыкшие от железного занавеса, смотрели на это широко открытыми глазами.
В то время прокатывали многие манипулятивные техники, даже откровенный бред люди, порой, слушали и соглашались после этого что-то купить...
У меня был случай, когда я приехал за сто километров от Воронежа, продавал отраву от насекомых. В какой-то конторе две девушки у меня купили.
Когда я приехал через неделю, одна из них мне объявила, что была на неделе в Воронеже и видела эту же отраву на 50 % дешевле.
Я ей просто посчитал стоимость отравы плюс билет туда обратно. плюс ее обед в кафе, плюс стоимость проезда в общественном транспорте по Воронежу за этой отравой...
Короче получилось раза в 2-3 дороже. Она согласилась и купила еще.
Ну бред же!
Но сейчас опять все изменилось.
Клиенты стали разборчивее и их уже так просто не возьмешь.
С другой стороны, продавцов стало больше. Но, почему-то, основная масса коммерсантов не идет в ногу со временем, а использует методики и техники продаж, которые работали раньше. Они не изучают клиента.
Не конкретного клиента, а клиента как класс, как определенный социум.
И у этого социума вполне определенные потребности. Ему уже не надо впаривать по технологии.
С ним надо ОБЩАТЬСЯ!
Надо КОНСУЛЬТИРОВАТЬ!
Надо ПОНИМАТЬ КЛИЕНТА!
Надо быть УМНЫМ СОБЕСЕДНИКОМ!
Надо быть ЭКСПЕРТОМ!
А таких продавцов единицы...
Очень немногие прокачивают свою экспертность и становятся звездами.
Большинство приходит и задает один и тот же вопрос - "Если я буду звонить столько-то (либо столько-то проводить встреч), то сколько я буду получать?
Все хотят ПОЛУЧАТЬ!
Но мало кто хочет ЗАРАБАТЫВАТЬ!
Кстати, важный вопрос на собеседовании:
"Сколько вы хотите получать?"
...
"А зарабатывать?"
Работодатели - возьмите на заметку. Отличный фильтр для претендентов.
Так как техник и технологий много, профессия продавца идет в сторону технологизации. Это предсказуемо.
Также предсказуемо то, что на данный момент клиент, все же, хочет разговаривать с обычным интересным человеком, а не с запрограммированным роботом (пусть это будет даже обученная девочка).
Продавцов становится больше, но профессионалов среди них, становится меньше.
В этом есть один большой плюс.
При всей, кажущейся огромной конкуренции в продажах, стать первым не так уж и сложно.
Все что для этого надо - быть экспертом, быть профессионалом.
Причем неважно, в чем вы эксперт - в продукте, в знании рынка, в знании конкурентов, в знании конкретной отрасли... Главное, вместе с этим, быть экспертом в человеческих отношениях.
Да, этому нельзя научиться быстро. Но, если видеть цель, бороться и искать, то не так уж много времени пройдет, когда вы увидите, что все, кто был рядом, остались далеко позади.