Найти тему
Сильвия Полякова

"Мне все время хотелось работать над чем-то новым": Ирина Колпакова празднует 87-летие

Оглавление

Конфликт

В 1973 году Ирина Колпакова вместе с другими артистами Кировского театра подписала "Открытое письмо" в газету "Правда" о невыносимой обстановке в театре и о замене главного балетмейстера К.М.Сергеева. Человек он был авторитарный, с непростым характером. Тяготел к классике и часто не давал молодым балетмейстерам ставить что-то новое, современное на сцене Мариинки. Его жена Наталия Дудинская всегда получала премьеры, в отличие от других талантливых артистов без протекции. Так и не раскрыла свой творческий потенциал прекрасная балерина Алла Шелест. А народная артистка СССР Ирина Колпакова хотела танцевать разноплановые партии.

- Чувства страха тогда у нас не было. Все это было направлено против Константина Сергеева и его жены Наталии Дудинской. Сейчас я себя очень ругаю за подпись, потому что во всех театрах мира идет сергеевская вариация "Спящей красавицы".
1951 г. Выпускной класс. Ирина Колпакова - справа.
1951 г. Выпускной класс. Ирина Колпакова - справа.
- У меня были удивительные педагоги, и не только Агриппина Яковлевна. Все педагоги были замечательные в училище. Если бы не наша школа и Ваганова, я бы не работала репетитором в Америке. Наша школа балета постоянно себя проявляет выше других школ!
И.Колпакова - Аврора, Ю.Мальцев - Дезире. "Спящая красавица"
И.Колпакова - Аврора, Ю.Мальцев - Дезире. "Спящая красавица"
- Агриппина Яковлевна была невероятно требовательна и не пропускала ни малейшего промаха. Сразу все останавливались и начинали сначала. А иногда было трудно понять, чего Ваганова требует. Потому что она стремилась к такой мельчайшей нюансировке в положении головы, глаз, даже пальцев рук. Чтобы "жил каждый пальчик" и все это с ногами, корпусом, во всех переходах...Очень было трудно. Редчайший профессионализм. Она никогда нам не разрешала какого-то эффектного взлета, подъема ноги. Движение должно было выполняться чистейшим образом. Ваганова говорила: "Каждый дурак может с партнером танцевать, когда он тебя держит. А ты попробуй одна, вот я и посмотрю, что ты можешь. Ты выйди и покажи вариацию!"
С Владиленом Семеновым в "Щелкунчике"
С Владиленом Семеновым в "Щелкунчике"

Театр имени Кирова

В 1951 году Ирина окончила хореографическое училище. Ваганова, уже тяжело больная, переживала за своих девочек и приехала в театр. Но Колпакова не подвела педагога. Талантливую балерину приняли в Мариинку: сначала - как полагалось - пару лет в кордебалете и солистках: два лебедя, фея Нежности, Повелительница Дриад. С 1954 г. - уже балеринские партии: Маша в "Щелкунчике", Мария в "Бахчисарайском фонтане", Золушка...

Ирина Александровна впервые станцевала Аврору в 1956 году:

Аврора в "Спящей красавице". 1950-е
Аврора в "Спящей красавице". 1950-е

И со временем стала лучшей в Ленинграде Авророй: критики писали, что танец Колпаковой "буквально звенел как хрусталь". Чистое академичное искусство балерины сделало ее Аврору совершенством:

Рождение ребенка на пике карьеры

Постоянным партнером Колпаковой был танцовщик Владилен Семенов. Ирина вышла замуж за него в 1956 году. А в 1967 г. ведущая балерина Мариинки решилась родить ребенка. На такой поступок в 1960-х отваживалась не каждая солистка, уж не говоря о примах! На свет появилась дочь Татьяна. Она стала художницей, позже дизайнером. Создала свою семью. Внука Ирины Колпаковой зовут Никита.

Балет "Жизель" с Ириной Колпаковой (запись 1984 года):

Очень интересными были созданные балериной образы Ширин из "Легенды о любви", Катерины из "Каменного цветка", Наталии Николаевны ("Пушкин").

- С Рудольфом Нуриевым мы танцевали Жизель. С Барышниковым долго отказывалась танцевать, ведь я намного старше. Но уговорили.

Партию Раймонды Ирина Колпакова начала танцевать в 30 лет. Образ прекрасной дамы Средневековья давался гораздо легче Авроры, ведь балерина уже была сложившимся мастером. Жаль, что не сохранились записи балетов с молодой Ириной Колпаковой. Есть только 1980 года:

И как вершина балетного романтизма - "Сильфида" Августа Бурнонвиля. Балет 1836 года восстановила Эльза-Марианна фон Розен. Сначала в Малом театре оперы и балета. А затем в Мариинке:

В последние десятилетия Ирина Колпакова работала приглашенным репетитором в США. Долгая работа за океаном: 38 недель в году вместе с мужем Владиленом Семеновым. Как у Заболоцкого "Душа обязана трудиться..."

С днем рождения последнюю ученицу А.Я.Вагановой! Здоровья и благополучия)