Где-то за океаном Довлатов пишет свой знаменитый "Чемодан", в котором воспевает креповые финские носки, рядовые москвичи готовы обменять свой полугодовой заработок на импортную магнитолу и пару поношенных джинсов, а в это время в гуще карельский лесов условный Алексей Гутько, машинист экскаватора родом из Кривого Рога, беззаботно выхаживает по свежевыложенному асфальту молодого города. Он смачно дымит самой настоящей "Мальборо" (которую он даже не станет добивать до фильтра), выгуливая новый спорткомтюм оригинального "Adidas", выменянный давеча в рабочем общежитии у пьяного в умат финна на пол-бутылки "Пшеничной". С фасада свежевыстроенного дома в стиле "урбан-модерн" (так непохожего на родные унылые "хрущевки") на него с ехидной укоризной смотрит ныне мумифицированный вождь пролетариата. Где-то по правую руку от Алексея смуглолицый казах пытается загнать старенький фотоаппарат "Зенит" за электронные наручные часы и полторы пачки жвачки двум улыбчивым финнам с бакенбардами. Майское солнце весело играет в панорамных окнах домов финской застройки, и Алексей отправляется в подъезд одного из них, чтобы выспаться в своей новенькой "однушке" со всеми удобствами, и с утра вновь отправиться добывать железную руду для своей щедрой советской Родины.
25 апреля 1983 года Костомукша официально получает статус города.
Чуть меньше сорока лет назад, когда наша потрёпанная фрицем Отчизна вновь нащупывала материальную почву под своими уставшими и искалеченными ногами, трое отважных геологов-исследователей натыкаются на магнитную аномалию, прочесывая карельскую глушь новейшим оборудованием прямо с самолёта.
Страна Советов остро нуждалась в дополнительных объемах собственной качественной стали, но место геологического джек-пота было, мягко говоря, труднодоступным - до ближайшего мало-мальски крупного населенного пункта (4 тысячи человек) более 100км болотного бездорожья, а до ж/д путей и вовсе более 200км.
Новых амбициозных героических свершений, вроде Беломорканала, изувеченный войной СССР позволить себе тогда не мог, и вопрос отложили в долгий ящик.
Вернулись к нему почти 30 лет спустя. И сделали это, к чести организаторов сказать, достаточно элегантно. Зачем гробить жизненные ресурсы советских граждан и ресурсы материальные их любящей Родины на очередных "стройках века", если всего в 35км от обнаруженного месторождения есть вся готовая для больших проектов инфраструктура! Разве что, принадлежит она соседям-финнам…
Упустим лирику и отметим, что уже в 1973 знаменитый финский президент Урхо Кекконен и председатель Совета Министров Алексей Косыгин жмут руки, и в район советской Северной Карелии тут же устремляются сотни финнов. Но на этот раз не с оружием в руках, а снабжённые чертежами, передовыми строительными технологиями, высококачественными материалами и богатым опытом. Недаром Финляндия уже тогда явственно метила в мировые лидеры по уровню жизни, что обосновывалось в первую очередь хорошей организацие рабочих процессов и искренним трудолюбием финского народа. Кстати, в НАТО финны так и не вступили, военными базами не усыпались, поэтому успех был достигнут по большему счету своими силами, что в послевоенном западном мире было большой редкостью, заслуживающей уважения.
2 июля 1982 года из Костомукшского комбината в глубь страны была отправлена первая партия окатышей - скомкованного рудного концентрата.
В сентябре 1983 года начались поставки и в Европу, что подчеркивает высокое качество производимой продукции.
На стройплощадке молодого города, окружённого непроходимыми болотами, оживал давно заглушенный "железным занавесом" дух интернационала, когда молодые рабочие со всего Союза (Урал, Украина, Казахстан, Беларусь) с восторгом наблюдали, как при слаженной работе финских рабочих посреди глухой чаши вырастает современный презентабельный город. Разумеется, долго наблюдать не пришлось, и к процессу быстро подключались и они сами.
В итоге уже в середине 80ых, когда всю страну лихорадило последними судорогами "застоя", а кого-то и вовсе уже с размаху било по голове "перестройкой", вдалеке от забот "большой земли" росла и крепла молодая Костомукша.
Этакая Припять без "Биг-Бэнга".
Мощное градообразующее предприятие, близость к финской границе, околонулевая преступность, молодое и активное население - эти факторы и сегодня делают достаточно небольшую провинцию по-настоящему привлекательным местом для жизни.
Показателен хотя бы тот факт, что цены на сопоставимую недвижимость тут нередко выше, чем в столице региона - в Петрозаводске, что само по себе явление для города с населением менее 30 тысяч человек достаточно уникальное.
70% жилого фонда и все основные цеха комбината - это финская застройка сорокалетней давности, которая и по сей день выглядит достаточно современно.
Город Костомукша республики Карелия - один из немногих примеров по-настоящему успешной и плодотворной "дружбы народов", столь часто декларируемой руководством СССР.
Автор - Владимир Кукушкин
Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2