Найти тему

Почему одинаковые ситуации повторяются, превращаясь в драматический сценарий?

Почему же мы упорно тащим этот детский тип привязанности с собой во взрослую жизнь? Почему нельзя просто теперь строить другие отношения? Почему одни и те же ситуации, смутно похожие на детские все повторяются и повторяются?

  1. То, что на энергетическом уровне я называю "ниточкой" (читайте предыдущую статью) на физическом уровне имеет под собой объяснение в виде сложных цепочек нейронных связей. Условно говоря, это некоторый алгоритм, что нужно делать в сложной ситуации, записанный в головном мозге, сложившейся в большей части в возрасте до пяти лет. 

2. На поведенческом уровне в детстве закладываются так называемые паттерны (схемы, узоры) поведения, которые срабатывают в ситуациях похожих для психики на детские.

Например, когда мама в детстве злилась на ребёнка, он быстро понял, что надо сделать что-то для нее приятное или как-то ее удивить, чтобы мама снова его любила, вырастая, человек много усилий тратит на различные достижения и разные способы удивить окружающих, часто в ущерб своим актуальным потребностям. Или мама наказывала ребёнка, но именно в этот момент ребенок ощущал ее небезразличие, пусть ругает, но зато заметила меня, вырастая, взрослый может попадать в ситуации, где будет чувствовать себя виноватым, а вина требует наказания.

3. Психика устроена так, что травматический болезненный опыт требует повторения. Так происходит, конечно, не от того, что мы мазохисты и хотим снова боли, а потому что повторяя ситуации психика надеется на другой исход. Например, ребенок, оставленный в силу обстоятельств матерью в детстве, может повторять с разными людьми ситуацию, где отношения под угрозой, где снова его бросили, но каждый раз надеясь, что с этим другим человеком все будет по-другому. И правда, это было бы убедительно встретить человека, который будет стабилен и надежен, но проигрывая одни и те же сцены вряд ли можно получить другой результат. Я обычно привожу клиентам в пример такую метафору: ты приходишь в театр, раздаешь актерам текст их драматической роли, а потом садишься в зрительный зал и хочешь увидеть не драму, а комедию. К тому же на роль "актеров" в нашей судьбе мы безошибочно выбираем тех самых: женщина, боящаяся отвержения влюбляется в холодного и женатого, мужчина, задыхающийся от гиперопеки матери - во властную и контролирующую...

Драматические сценарии которые мы проигрываем, не всегда бывают такими явными, очевидными.