Ещё вчера ребёнок с интересом слушал учителей и делал домашние задания без напоминаний, а сегодня он находит массу отговорок, чтобы не учиться. Увы, в подростковом возрасте это нередкое явление. И к каким только методам не прибегают родители. Сегодня мы поговорим о том, стоит ли мотивировать подростка к учёбе материально.
Среди причин отказа от учёбы психологи выделяют:
- Отсутствие интереса и скуку — ребёнок не видит для себя пользы в уроках, он может не получать ту информацию, которая для него действительно актуальна.
- Конфликтные отношения с учителями и запугивания — психологическое давление со стороны педагога приводит к тому, что ребёнок теряет интерес к учёбе.
- Взросление и появление новых интересов — подросток чувствует себя взрослым, у него появляются новые увлечения, друзья, отношения, и учёба отходит на второй план.
- Перегрузки — иногда если помимо школы ребёнок активно посещает дополнительные занятия, секции и кружки, у него может не оставаться времени и сил на учёбу.
- Проблемы в отношениях с одноклассниками — если отношения складываются не очень успешно, у ребёнка может пропасть мотивация к посещению школы и к учёбе.
Чтобы справиться с этой проблемой, одни родители заставляют подростков учиться, другие мотивируют. Один из способов мотивации — денежная, когда родители «премируют» ребёнка за успехи в учёбе.
Платить или не платить?
Сторонники денежной мотивации говорят о том, что учёба — это тоже работа, поэтому за неё можно платить, чтобы ребёнок чувствовал ответственность. Учителя же подчёркивают, что до ребёнка важно донести, что получение знаний нужно прежде всего ему самому, а не «для галочки». Когда ребёнок получает материальные поощрения за учёбу, у него меняется установка с «узнать новое» на «заработать», при этом само понятие получения знаний подменяется на получение хороших оценок.
При финансовой мотивации за учёбу ребёнок может испытывать состояние стресса и фрустрации: он начинает нервничать, если не получает хорошую оценку, постоянно подсчитывает деньги, может даже замкнуться и перестать общаться со сверстниками.
Что может стать альтернативой финансовой мотивации? Психологи рекомендуют использовать поощрения, если ребёнок справился с какими-то сложными лично для него задачами (не в гонке за оценками). Таким поощрением может быть, например, интересная экскурсия, поездка за город или возможность устроить домашнюю вечеринку с друзьями.
Почитайте также статью в нашем блоге о том, Платить ли ребёнку за хорошую учёбу, в которой приводятся мнения за и против.
А вы мотивируете ребёнка материально? Какое у вас мнение по поводу денежной мотивации за учёбу?