Годами в массах муссируется мысль, что писатели, как правило, народ странный и шизанутый. Я как-то пропускала эти утверждения мимо ушей, но всё чаще на полном серьёзе публикуются «списки смертников» среди нашего брата. Акунин в «Писатель и самоубийство», Нюхтилин и Википедия приводят весьма пространные мартирологи.
Нюхтилин: http://metek-site.ru/metek.php?p=art7
Глянешь – поначалу фигеешь. Но стоит задуматься – и все становится куда менее драматичным. Я проанализировала нюхтилинский список и провела свою "чистку" оного материала: для начала убрала всех, о ком ни разу не слышала. Потом - перепроверила остальных, вроде Гофмана и Гёте. Убрала и тех, кого автор просто ни за что ни про что зачисляет в самоубийцы, вроде Бунина и Булгакова.
Сколько остаётся? У меня получилось известных мне всего пятьдесят имён, а после я убрала из списка умерших своей смертью Эдгара По, Гёте, утонувшего Писарева, Бунина и Байрона, маркиза де Сада, не имевшего отношения к литературе, пропавшего без вести Иегуду бен Галеви, Бодлера и Сумарокова, умершего от рака Булгакова, спившегося Верлена и умершего от гангрены Рембо. Выбросила Салтыкова-Щедрина, Зощенко и Блока, беднягу Тассо, Фета, Высоцкого и Руссо, Марка Твена, Лермонтова, Свифта, Уайльда, Уильямсона, Санд, Шоу и Шукшина.
Тогда у нас вообще "пшик". Коллонтай я знаю, но что она "писательница" - для меня новость. Анна Кирпищикова... Это что, имя в литературе? Так кто же остался-то? Двадцать человек... Стоило ли затеваться? Подлинно великих писателей и поэтов в списке около 8%, остальные никому не известны, и автор вынужден "знакомить нас с ними."
Дело здесь явно не в именах, а целях автора. Перед ним задача: показать, что в писательской среде полно психов и самоубийц. Таковые отбираются из общей массы. Значимость автора, его реальный вес не учитываются. Нужно, чтобы он отравился или пустил себе пулю в висок.
Иоганн Вольфганг Гёте. «Официальный диагноз - циркулярный психоз»? Это в 1832 году о таком знали? Он умер в 83 года в здравом уме и твёрдой памяти!
Маркиз де Сад. "Последние 12 лет своей жизни провёл в качестве неизлечимо больного в психушке..." Но, простите, если сумасшедший начинает писать романы, их можно изучать только как историю болезни. Если же литературовед исследует романы Сада как факты литературы - лечить надо самого литературоведа.
"Алексей Плющ покончил жизнь самоубийством в 20 лет". Когда же он успел писателем-то стать?
Эрнст Теодор Амадей Гофман. Самоубийство в 46 лет. Это откуда? Он умер от паралича.
И несть числа подобным передёргиваниям: "Йосеф Вексель. Финский поэт и драматург. Является зачинателем прогрессивного романтизма в европейской литературе. Повторим - в целой европейской литературе! Не халам-балам! Представитель демократического направления финляндской литературы. В 24 года сошёл с ума, да так и умер в больнице для умалишённых в 69 лет".
Но романтизм - это направление в немецкой литературе конца 18 - нач.19 века. "Романтиками" в Германии были Брентано, Гёльдерлин и Клейст, и каким образом уже в 24 года сошедший с ума финн мог так повлиять на Европу, а после кануть бесследно? И что такое "прогрессивный романтизм"? Что, был и "регрессивный"?
При этом создаётся впечатление, что о некоторых авторах Нюхтилин знает разве что понаслышке, особенно о немцах и австрийцах, иначе бы не заносил явно второстепенных авторов в классики. Да, Никола Ленау - классик, а Эрик Мюзам - фигура дутая.
Масса и откровенной лжи. Гофман, Гоголь, Гёте, Бунин, Булгаков - умерли своей смертью. Зачем передёргивать? Достоевский страдал эпилепсией, а не шизофренией. Стиг Догерман, Йохен Клеппер, Николас Линдсей, Гарсиа Анхель Ганивет, Вальтер Хазенклевер - помилуйте, кто это? Пётр Ткачёв, Владислав Озеров, Матвей Дмитриев-Мамонов, Иван Кущевский - это восьмой эшелон русской литературы, переводчики, критики, эссеисты.
Похожей работой занимается и Акунин, вытаскивая второстепенных азиатских и европейских авторов, "широко известных в весьма узких кругах", и делая на этом материале весьма крутые выводы. Но в Японии самоубийство – это скорее самопожертвование, и оно окрашено совсем другими красками. Странности творческих людей тоже сильно преувеличены. Грехи содомские - Уайльда, Уитмена и иже с ними - никакого отношения к самоубийствам и безумию не имеют, не говоря уже о том, что если безумный прыгает в лестничный пролёт - он не считается самоубийцей.
То же самое и в Википедии: из трёхсот представленных имён две трети практически никому не известны. Каким образом в список попала Лиля Брик? Она что, поэт? С какого перепоя там Савинков, выбросившийся в окно на Лубянке? Я не говорю уже о поистине дикой дури, когда писателя обвиняют в том, что он «уморил себя голодом». Ежу же понятно, что речь идёт о раковом заболевании желудочно-кишечного тракта… А уж Петроний и Сенека вовсе не самоубийцы, покончить с собой по приказу императора или властей – это была мягкая форма казни.
В итоге, если рассмотреть число самоубийств среди подлинных талантов, цифра будет умеренной. Предположу - 3- 5%...
Это в пределах нормы.