В Китае издревле было особое отношение к горам, как месту, соединения Земли и Неба. Но в Поднебесной есть несколько гор, которые занимают крайне высокое положение в культурной и ритуальной значимости для китайского народа, эта группа гор известна как «Пять пиков» (五岳, wu yue).
Пять священных пиков. 五岳 .
В Поднебесной Империи испокон веков почиталась древняя система из пяти священных гор ( 五岳). Эти горы выстраивали схему мироздания для древнего и средневекового Китая. Пять великих гор, образуют похожую на крест фигуру, ориентированную по сторонам света:
- Восток: Тайшань, провинция Шаньдун, 1545 м
- Запад: Хуашань, провинция Шэньси, 1997 м
- Юг: Хэншань (Хунань), провинция Хунань, 1290 м
- Север: Хэншань (Шаньси), провинция Шаньси, 2017 м; знаменита висячим монастырём Сюанькун-сы
- Центр: Суншань, провинция Хэнань, 1494 м
Эти горы также называются по направлениям, которые представляют: «Великая северная гора» (北嶽/北岳 Běi Yuè), «Великая южная гора» (南嶽/南岳 Nán Yuè), «Великая восточная гора» (東嶽/东岳 Dōng Yuè), «Великая западная гора» (西嶽/西岳 Xī Yuè) и «Великая центральная гора» (中嶽/中岳 Zhōng Yuè).
Тайшань
Гора Тайшань ( 泰山, Taishan) в провинции Шаньдун. Эту гору называют Восточным пиком Дунъюэ (Dongyue). Она почитается больше всех остальных священных гор. В средневековом Китае она считалась основной из пяти пиков, и на ней совершал жертвоприношения духу горы сам император. В средневековых сочинениях владыка восточной горы именуется Юань Чан-Лун (Yuan Changlung). По традиции божество Восточного пика ведало судьбами людей.
Хэншань (провинция Шаньси)
Гора Хэншань ( 恆山, Hengshan) в провинции Шаньси, Бэйюэ. Эту гору называют Северным пиком (Beiyue). Расположен пик прямо у Великой китайской стены, внешней границы империи. Владыка Северного пика — Дэн Вэй-тин (Deng Weiting), он ведает всеми реками, а также дикими зверями, пресмыкающимися и насекомыми.
Хуашань
Гора Хуашань ( 華山, Huashan) в провинции Шэньси Сиюэ. Эту гору называют Западный пик (Xiyue). Хуашань всегда оставалась чисто даосским святилищем, владыка Западного пика Хао Юй-шоу (Hao Yuishou) заведовал всеми металлами, их плавкой, а также всеми пернатыми существами.
Хэншань (провинция Хунань)
Гора Хэншань ( 衡山, Hengshan) в провинции Хунань Наньюэ. Эту гору называют Южным пиком (Nanyue). Во времена династии Тан Южным пиком стала гора Хошань в провинции Аньхой, это, правда, нарушило прекрасную форму воздушного змея, которая получается, если соединить между собой все пять пиков линиями на карте. Владыка Южного пика Дань Лин-чжи (Dan Lingzhi) владел полями на земле, звездами на небе, а также рыбами и драконами.
Суншань
Гора Суншань (嵩山,Songshan) в провинции Хэнань, уезде Дэнфэн Чжунъюэ. Эту гору называют Срединным пиком (Zhongyue). Фактически, эта гора воспринималась в качестве Центра империи, здесь стоит даосский храм Чжунъюэ (Zhongyue), здесь находится самая старая пагода в Китае, здесь расположился знаменитый буддистский монастырь Шаолинь (Shaolin Si). Сегодня размеры Китая сильно выросли, и Центр современной империи надо искать в другом месте, где-то в провинции Ганьсу. Владыка Срединного пика Шоу И-цюнь (Shou Yiqun) ведал всеми болотами, протоками, водными каналами на земле, а также деревьями.
К этой горе мы обязательно отправляемся в каждое наше путешествие, посещая как родной монастырь Шаолинь, так и другие старинные и красивейшие места, расположенные у горы Суншань.
Если на карте соединить эти горы линиями, то получается фигура, напоминающая по форме воздушного змея.
По китайской легенде Пять великих гор возникли от рук, ног и головы Пань-гу — первого человека на Земле. Лежащая на востоке гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением и обновлением и является самой священной из пяти гор. Из-за своего особенного положения Тайшань считается головой Пань-гу.
Пять священных гор стали выделяться в период Воющих царств (475 г. - 221 г. до н.э.), а понятие «Пять пиков» стало популярным во времена правления императора У-ди династии Западная Хань ( 140 г. -87 г. до н.э.).
Пять священных гор с ранних времен истории Китая были местами жертвоприношения и ритуального поклонения императорами.
Начиная со знаменитого императора Цинь Ши Хуана путешествия в горы с целью поклонения были формализованы и включены в государственный ритуал. В каждой новой династией новый император отправлялся к священной горе, чтобы узаконить свою власть перед Небом. Этот обычай сохранялся и до конца последней династии Цин.
Центр традиционного ушу и цигун Шаолинь