Народная микология - это всегда нечто особенное; и начинается она, разумеется, с имен. Ладно там коровки и дуньки, кульбики и печерки, толстушки и сластушки, белянки и волнянки - это по меньшей мере трогательно. А такие спонтанные синонимы, как "дедушкин табак" и "волчий бздох" порой даже ласкают ухо филолога. Однако когда речь заходит о грибах, не предполагающих особых разночтений в названии, порой становится неуютно. Взять хотя бы опята...
- Привет, сосед! - в рифму кричит Георгий через покосившийся забор. - Забыл - ты весенние опята собираешь?
Что за весенние опята? Пытаюсь собраться с расползающимися мыслями. Летними опятами тут называют один из видов Armillaria (то есть, "опята вообще" по стандартной трактовке), появляющийся первым на березовом валежнике. Сами летние опята (Kuehneromyces mutabilis), которые тут, впрочем, почти не собирают, называют "говорушками"; также зовут опенок луговой, славный тем, что он способен засохнуть в ноль, а потом при случае ожить. Какие тут еще бывают опята? Успенские, осенние, дубовые, поздние - это всё к тем же народным армилляриям. Но что же такое опенок весенний?
Моё время выходит. Стихийный краевед Георгий снова посрамил городского теоретика.
- Если да - давай быстрее в елки за прудами, - победно продолжает он. - Я нарвал пакетик, поджарю, остальное в суп. Будешь долго раскачиваться - на них на всех мозги вырастут, вот уже началось кое-где...
Мозги на грибах! Моя картина мира, заметно пошатнувшись, с плотным хрустом усаживается на место. Конечно. Весенний опенок, на котором растут мозги! Вариантов совсем немного. Вообще, считай, нет.
- Да ну, спасибо, - отмахиваюсь я. - Чего там собирать? Дрова с грибным ароматизатором. Мелкие при том. Я лучше нормальных грибов дождусь. А тебе, конечно, приятного аппетита.
...Поздневесенние грибы, отдаленно напоминающие опята, съедобные, но не особо ценные; грибы, на которых, если за ними недоглядеть, вырастают мозги. Конечно, этот "весенний опенок" - гимнопус дуболюбивый (Gymnopus dryophilus/Collybia dryophila), ранее известный как коллибия древолюбивая, лесолюбивая и так далее - слов много, суть одна. А "мозги" - это всего лишь сизигоспора гриболюбивая (Syzygospora mycetophila) - как трогательно, что все они такие любвеобильные, правда? - паразит, превращающий аккуратненькую коллибию во что-то, напоминающее строчок.
"Весенний опенок" - гриб до крайности безликий, но в то же время парадоксально узнаваемый. Светлая чистенькая желто-коричневая шляпка, нередко - с выраженной зональностью, как у летнего опенка, частые узкие пластинки, по умолчанию белые, но с возрастом порой покрывающиеся широкими ржаво-рыжими пятнами, тонкая ножка без кольца... Встретить бывшую коллибию (еще говорили "денежка", переводя латинский эпитет) можно на подстилке в лесу любого типа - коллибии, эти безропотные труженики перегноя, грибной пролетариат, к конкретным деревьям не привязаны, но без опавшей листвы или хвои не представляют себе жизни. По описанию, возможно, древолюбивую коллибию отличить от других "мелких коричневых грибов" непросто, но после личного знакомства гриб запоминается легко и надолго.
Справка околонаучная
Ученый миколог, даже любитель, не использует вульгарное слово "поганка". Вместо этого, желая указать на находку, определить которую "в поле" нет никаких шансов, он скажет "мкг", что означает "мелкий коричневый гриб". Так на научный язык слово "поганка" и переводится. Полезно знать.
У коллибии дуболюбивой есть близкий родственник, растущий, что характерно, в тех же местах и в то же время - гимнопус желтопластинчатый, или скороспелый (Gymnopus ocior), в девичестве тоже коллибия. Этот гриб отличается лишь шоколадной окраской шляпки и желтыми (а не белыми со ржавыми пятнами) пластинками. Немногочисленные охотники до "весенних опят", как правило, и вовсе не стараются различать эти близкородственные виды.
Дуболюбивая "бывшая коллибия" относится к безусловно съедобным грибам - это понимает даже донельзя консервативная деревенская общественность, практически никогда не дающая имен собственных бесполезным "поганкам". В названии "весенний опенок" звучит явное приглашение к действию. Урожайный, ароматный и совершенно безопасный гриб - неплохой трофей на полном безгрибье конца мая. Ну, по меньшей мере - не полностью бессмысленный.
Готов засвидетельствовать это лично. Весенний опенок я собирал. Я его жарил, отваривал, делал малосольным, добавлял в суп. Он съедобен - это чистая правда; съедобен и не обладает неприятным вкусом. В голодный год, если б только грибы имели ненулевую питательную ценность, я мог бы рекомендовать его к столу.
А так я выждал несколько теплых и влажных дней, пошел в ельник за прудом и несколько часов фотографировал фигуристые "мозги", в которые превратилась изрядная часть наших коллибий. Декоративная их ценность много выше, чем пищевая. А если будет очень надо, я лучше настригу в своем саду опят луговых, по-местному "варушек". Или "говорушек"? Вот, опять запутался. И спросить-то давно уже не у кого...
Вот таков секрет весеннего опенка. А про "весенний шампиньон", желтенький такой, слыхали? Обязательно расскажу, если найду хоть один до начала настоящего грибного сезона.