Я знаю, как вы любите находки различной редкой техники. Сегодняшний рассказ будет про старый троллейбус Škoda 9Tr, который был обнаружен на окраине леса и спасен реставраторами. Об удивительной находке рассказал Max Ginsburg.
Давайте я сразу объясню некоторую особенность реставрации старых автобусов. Дело в том, что если вы можете где-нибудь в гараже обнаружить старую "Волгу" 60-х годов почти без ржавчины, в полной комплектности и почти без пробега, то автобусные находки совершенно не такие.
Вот эта груда ржавого металла с минимальным количеством декоративных элементов и без оригинального салона считается идеальным состоянием для восстановления. Главное - это пространственная рама автобуса, которая должна быть примерно целой.
Перед нами троллейбус 1963 года выпуска, т.е. ранний 9Tr. Он считается одним из старейших сохранившихся экземпляров этой модели. Так что находка действительно очень важная.
Троллейбус эксплуатировался в городе Пльзень (Чехия) до 1977 года, после чего был списан и превращен... в улей! Да, вы не ослышались, несколько последних десятилетий редкий троллейбус работал улеем.
Вообще, подобная судьба старой техники довольно распространена. Списанные автобусы и троллейбусы часто используют в качестве сараев, бань и даже садовых домиков.
Как же реставраторы поняли, что перед ними троллейбус 1963 года? Очень просто - они нашли оригинальную информационную табличку.
Вот она, на фотографии ниже. Сохранилась очень хорошо, кстати!
А вот салону троллейбуса повезло гораздо меньше. Тут практически не осталось оригинальных элементов. Ни сидений, ни плафонов светильников на потолке.
Зато появились какие-то самодельные деревянные перегородки, занавески и различные стеллажи, на которых находились ульи с пчелами.
Но пока мы все видим полный хаос, реставраторы видят оригинальные окна, целый пол и сохранившиеся панели потолка. А это очень важно.
Месту водителя повезло куда меньше, хотя, поверьте, перед вами практически идеальное состояние для реставрации.
Обычно подобные лесные находки не имеют ни руля, ни кнопок, ни даже самой передней панели.
Тут всё это есть. Даже сохранилась оригинальная отделка "под белое дерево" и уплотнители окон. Красотища!
Троллейбус был найден еще в 2003 году на окраине города возле города Раковник.
Несколько лет назад реставраторам удалось найти владельца троллейбуса, который к тому времени не использовал его в течение нескольких лет, и машина пришла в негодность.
Только потому, что он стоял в отдаленном месте, где о нем знали всего несколько человек, он не был разграблен вандалами и сохранился в таком хорошем состоянии.
В 2017 году началась подготовка к спасению троллейбуса. Но вывезти его с места длительной стоянки оказалось непростой задачей.
Эвакуировать в конце 2017 года было невозможно из-за вспаханного поля, которое преграждало путь до асфальтированной дороги.
Поэтому троллейбус простоял в лесу еще практически год - до августа 2018 года, когда был собран урожай рапса и тягач с троллейбусом смогли проехать по полю.
В качестве тягача использовали трехосный самосвал Tatra. Теперь троллейбус хранится в хранилище на юге города Пльзень, где будет ждать удобного времени для реставрации.
На фотографии ниже вы видите его уже в городе, недалеко от того места, где он сейчас хранится.
Троллейбусы Škoda 9Tr выпускались с 1961 по 1982 год предприятием "Шкода-Остров". Он был одним из самых массовых троллейбусов того времени и эксплуатировался во многих странах, в том числе и в СССР.
Кузов выпускался в двух вариантах: с двумя или тремя ширмовыми дверьми.
Ранние модели отличались рядом декоративных элементов. Например, поворотниками и задними фонарям от легкового автомобиля Tatra 603.