В разговоре с близкими, друзьями, коллегами, партнерами...
Каждому нужно... Немного похвалы. Допустим, вы приготовили борщ, починили кран на кухне, сделали презентацию проекта, достигли какого-то результата в своём деле. Вы приложили усилия, умственные и физические, потратили время. И вы ждёте обратной связи.
А вот в ответ вы слышите:
- Борщ недостаточно красный!
- Почему кран все равно течет?
- Что за ерунду вы написали?
- А вот у Марьи Петровны показатели выше.
Что вы чувствуете? Что с вашей мотивацией?
Знакомы вам такие ситуации? А как часто вы сами критикуете людей и к чему приводят дальнейшие переговоры?
К ссорам, скандалам, обидам, нежеланию продолжать?
Давайте начнём с себя. Ведь мир будет меняться, если мы начнём меняться сами.
Ниже представлено несколько советов по конструктивной критике и как ее лучше преподносить в общении с разными людьми. А в дальнейших постах я расскажу, как противостоять критике в разговорах с вашим оппонентом (личных или деловых).
✔️ Будьте объективны. Критикуйте не человека, а ситуацию, вещь, предмет критики. Не переходите на личности. Ни в коем случае не оскорбляйте и не затрагивайте качества человека ("Ты глуп, ты ничего не умеешь"). Вместо этого попробуйте: "Ваш проект заслуживает рассмотрения, но вот что я бы хотел добавить..."
✔️ Начните с хорошего. За что можно похвалить человека, которого вы собираетесь критиковать? За мужество, с которым он принимает критику, за чувство юмора, за честность, за упорство. Будьте искренни, не надо говорить: "Ты, конечно, хорош, но...". Скажите, что именно хорошо: "Ты молодец, что приготовила борщ - ведь это мое любимое блюдо. Но тебе не кажется, что..." Отсюда выводится следующее правило:
✔️ Дайте понять, что верите в возможность исправить ситуацию. Вы критикуете нечто такое, что, по вашему мнению, может быть исправлено. Помогите человеку понять и поверить, что он на самом деле может все сделать лучше. "Я знаю, что ты настоящий профессионал и сможешь доработать этот проект, потому что..."
✔️Поставьте себя на место другого человека. Кстати, эта практика очень полезна для решения других задач, но об этом позже. Итак, прежде, чем критиковать, подумайте, что бы вы сами хотели услышать в подобной ситуации?
✔️ Выберите подходящее место и время. Никто не любит публичной порки. И перед тем, как начинать - успокойтесь, сосчитайте до десяти (это действительно работает!). Наихудший критик тот, кто по-настоящему зол.
Это основы бесконфликтного общения. Потому что конфликты деструктивны, а умение конструктивно критиковать - даже полезно. Делайте акцент на том, что возможность улучшения, доработки (на что ваша критика и должна быть направлена) сделает предмет спора более совершенным, а человека - более опытным и обогащенным.
Если вам понравился пост, ставьте лайк! Кстати, я собираюсь написать пост про похвалу и умение делать комплименты. Скажите, вам это полезно? Пишите в комментариях! Спасибо!)
#бесконфликтное общение
#конструктивная критика
#психология общения
#как избежать ссоры