Найти тему

8 уроков от предпринимателей, спасающих свой бизнес в период пандемии

"Неопределенность и риск — главная трудность и главный шанс бизнеса" (c) Дэвид Хертц, американский математик и аналитик

Пандемия возникла так неожиданно и внезапно, что заставила всех кардинально изменить образ жизни, отношения с людьми и свои ежедневные привычки. 

И, конечно же, она существенно повлияла на бизнес. 

Я пообщалась с представителями одной из наиболее пострадавших сфер - общепита. Мы поговорили об особенностях ведения бизнеса в текущей ситуации, о том, как расстаться с частью сотрудников, сохранив теплые человеческие отношения, и как строить взаимодействие с оставшейся командой. 

О том, на что не стоит тратить энергию и какие расходы нужно сокращать особенно осторожно. 

Спешу поделиться с вами самым самым ценным из того, что услышала. 

Эта статья будет полезна не только собственникам бизнеса или рестораторам, а вообще всем, кого этот период тем или иным образом затронул. 

1. Упала выручка? Меняй формат продукта и бизнес-модель

Чтобы оставаться на плаву, рестораторы стараются перестроиться на доставку готовых блюд. 

Однако, ресторан и доставка еды - это 2 разных бизнес-модели. 

Технологии приготовления блюд в этих форматах заведений сильно различаются. 

Например, пицца, которая приготовлена для доставки, становится ещё вкуснее, когда ее разогреют.

Если же она приготовлена для немедленного употребления в ресторане, то за время доставки потеряет свои свойства.

Так и с остальным блюдами. 

Перевести на доставку можно только то, что получится доставить без потери качества. 

Поэтому далеко не все рестораны могут перестроиться на доставку так быстро, как хотелось бы. 

То же касается и перевода офлайн-бизнесов из других отраслей в онлайн.

Например, сфера образования.

Структура офлайн и онлайн тренинга в корне отличается. 

Это два разных продукта, и нужно потратить много времени и усилий, чтобы изменить формат тренинга: подготовка видео, презентаций, составление заданий и тестов, выбор подходящей онлайн-платформы и загрузка на нее обучающих материалов, настройка онлайн-платежей/возможности оплатить обучение на сайте и еще масса других нюансов. 

2. Бездумно порезать маркетинговые бюджеты - непростительная ошибка.

Важно найти возможность сохранить оптимальный бюджет на маркетинг, не резать его кардинально.

Исключение - ситуация, когда любые затраты сегодня снижают шанс компании выжить завтра. В таком случае, конечно, рекламу нужно прекращать и направлять денежные средства на выживание.

Сейчас самое время осваивать продвижение продукта в интернете. 

И делать это надо как можно скорее, потому что конкуренция в сети становится сильнее с каждым днем.

Если бюджет на рекламу очень мал, то самое время искать и осваивать незатратные и креативные способы продвижения.

-2

3. Лучше меньше, но лучше. Помогут цифры.

Нужно учиться принимать сложные решения.

Сейчас важно ориентироваться на прогнозы, основанные на цифрах.

Именно цифры и логика должны перевешивать эмоции.

Если до кризиса ваш бизнес или какое-то из его направлений были не особо прибыльными, то после его окончания, скорее всего, дела станут еще хуже. 

Сейчас как никогда кстати приходится стратегия эссенциализма - отказаться от всего ненужного и от того, что тянет вниз. 

Достаньте финансовые отчеты и посмотрите, куда уходят деньги и откуда получаете прибыль.

Пора сократить то, на что сильно тратились без достойной отдачи.

Когда ещё сделать этот выбор, если не сейчас?

-3

4. Время для развития личного бренда - сейчас

Общепит - это не только еда.

Людям нужно нечто бОльшее: эмоции, отдых, наслаждение, общение с друзьями, уютный интерьер и красивая подача блюд.

Этого не перевести в онлайн.

Фитнес-центры, бары, творческие секции - это тоже особенная атмосфера, а не просто набор атрибутов и техники. 

В сети давно есть видеотренировки, творческие мастер-классы, недавно появились даже онлайн-бары. 

Но, согласитесь, выпивать с друзьями по скайпу и находится с ними рядом, поднимая бокалы с изысканными напитками, в сопровождении приятной музыки и волшебной атмосферы любимого бара - это абсолютно разные истории. 

Для производственных, строительных и транспортных компаний вход в онлайн и вовсе закрыт. Как и для некоторых представителей медицины, таких как стоматология. 

Если некоторые диагностические и терапевтические услуги реально оказать дистанционно, то стоматологические манипуляции возможны лишь в присутствии профессионала.

В это непростое время сильно возрастает роль личного бренда. 

Рынок переполнен и в 90% случаев потребитель выберет продукт, создателю которого он доверяет. 

Если даже вы не можете продолжать вести деятельность в офлайне, имея сильный личный бренд и ценный профессиональный опыт, вы всегда будете востребованы в онлайне как консультант, тренер, спикер.

-4

5. Важно правильно расставить акценты. Время стратегирования.

Не держите фокус на арендодателях, которые не дают отсрочек или не делают скидку.

Не нужно акцентировать свое внимание на том, что дает или не дает государство. 

Сохраняйте свою энергию. 

Подумайте, что сделать сейчас с существующими вводными, чтобы завтра выйти из кризиса обновленными.

Будьте в курсе того, что происходит в вашей отрасли, изучайте тренды, читайте исследования, отчеты по рынку.

Позвоните своим клиентам и постарайтесь спрогнозировать, как изменятся привычки потребителей и каким образом нужно изменить свой продукт/услугу, чтобы соответствовать новым потребностям клиентов.

Главная задача - использовать это время для важных стратегических задач, на которые раньше не хватало времени из-за большого количества операционных задач.

-5

6. Один из приоритетов - сохранить хорошие человеческие отношения.

Потребовалось сократить весь линейный персонал.

Теперь менеджеры исполняют функции линейных сотрудников, управляющие - функции менеджеров. 

Все работают за двоих, общая цель - сохранить бизнес.

Мне стало интересно, что же помогает работать в таком режиме и почему оставшийся персонал не сбегает, а самоотверженно трудится.

Вот что на это ответил один из моих собеседников:

“Если до карантина в компании выстраивались хорошие человеческие отношения, то в сложный период это окупится сполна.  

Во время кризиса с каждым человеком, которого пришлось сократить, была проведена индивидуальная беседа. Мы доносили информацию о ситуации до каждого сотрудника, с которым вынуждены попрощаться, будь то официант или менеджер. Поэтому сокращенные сотрудники ждут возможности вернуться.”

-6

7. Что важнее: клиенты или команда?

Один из моих собеседников озвучил очень сильную мысль, которая попала прямо ко мне в сердце: “Мы всегда относимся к сотрудникам так, как хотим, чтобы они относились к нашим гостям.”

Ведь действительно, важно помнить, что ваша команда будет транслировать ваше отношение к ней на клиентов. 

Если сотрудники понимают, что их ценят, что к ним хорошо относятся, то и клиентов они будут обслуживать с улыбкой. 

Это так просто, да?

-7

8. Работай с настроением команды

В текущей ситуации  появилась необходимость чаще встречаться с командой.

Оптимально - не реже 1 раза в 2 дня. 

Вводные меняются постоянно, нужно сохранять способность своевременно реагировать на изменения и быть очень гибкими. 

Важно встречаться чаще, потому что тогда оставшиеся сотрудники понимают, что происходит в данный момент и что предстоит делать дальше.

У всех есть понимание, что команда в сборе, все вместе и двигаются в одном направлении. 

В текущих условиях люди несколько растеряны, поэтому, чтобы избежать паники среди сотрудников, встречаться нужно чаще. При этом становится особенно важно проводить встречи максимально конструктивно, результативно, “уплотнять” время встреч.

-8

В ходе бесед я еще раз убедилась, что не так важно, представителем какого бизнеса вы являетесь. 

Главное - ваша команда и качество продукта, который вы производите.

С продуктом все ясно - он должен соответствовать потребностям и ценностям потребителя. 

Что касается команды - не стоит забывать, что бизнес делают люди. Как ни крути.

Задача каждого руководителя - построить крепкую, эффективную команду. 

Тогда из любого кризиса будет выйти легче.