Найти тему
kin0guru

Вариант «Зомби» (СССР, 1985)

Политический детектив с элементами научной фантастики, вышел на экраны весной 85-го и повествовал о разработках психотронного оружия, некоего проекта Сивилла, в вымышленной африканской державе Лемурии. Намек, очевидно на затонувший континент, собрата Атлантиды, но всё равно, как-то не политкорректно звучит. Фильм не примечателен практически ничем. Всё те же прибалтийские актеры в роли шпионов и диверсантов, всё та же заграница с баночным пивом и диско-музыкой среди приглушенных софитов, хотя главный герой – профессор Лесников, в исполнении молодцеватого Аристарха Ливанова, весьма импозантен, смотрится даже круче прибалтов. Но!

-2

Во-первых, привлекало непонятное тогда слово «зомби», кажется, именно в этом кино я впервые его услышал. Под зомби здесь подразумевался гаитянский вариант – потерявший волю и личные воспоминания человек. А во-вторых, впечатляла реализация этого психотронного оружия. До «Людей в чёрном» оставалось ещё добрых 12 лет, а в этой картине агенты реакционных сил, оплачивающих тайные эксперименты в Лемурии, светили людям в глаза небольшой, мерцающей как полицейский проблесковый маячок, лампой, замаскированной под зажигалку, и люди мгновенно теряли волю и разум.

-3

Вот это как-то настораживало. Есть у кого-то такая штука, раз – тебе ею, в глаза посветят и всё, даже поминать, как звали, не получится. На какое-то время, в мире городских мифов, эта пси-зажигалка даже потеснила «красную плёнку».

Профессор Лесников, лечивший своих пациентов, в основном, добрым словом, и сказками Пушкина, с такими методами был категорически не согласен, за что поплатился. Ему злодеи тоже стерли память, правда, на всякий случай записали её на аудиокассету с какой-то корявенькой музычкой. Мол, прослушаешь её, память к тебе тут же и вернется. Этот ход дополнительно разделяет и без того не очень цельное киноповествование на два блока: сначала полузомбированый Лесников разыскивает пленку, которую, в приступе совершенно необъяснимого коварства, злодеи привезли из далёкой Лемурии в советскую Прибалтику, где проходил международный конгресс по психологии. А потом профессор уносится в свои стертые воспоминания о пребывании на «острове зомби».

-4

Фильм, повторюсь, можно считать слабым и он, наверное, вообще бы не заслуживал того, что бы о нем вспоминать. Подумаешь, зажигалка, какие-то опыты с психикой, которые, как правило, показаны либо через выпученные глаза, либо через эмоции а ля робот Вертер. И мои детские страхи не интересны никому, даже мне самому, когда я трезвый. Однако, в этом фильме присутствует неуловимое ощущение того, что мир – наш мир, ещё психически здоров. Есть мы, советские люди, носители гуманных идей, есть «всё прогрессивное человечество», которое мысленно с нами, и есть некие силы реакции.

-5

Причем к этому времени, «они» показывались уже не как владельцы заводов, газет, пароходов, а как отщепенцы, хотя и могущественные, но отщепенцы. Обычно, фашисты (из недобитых или из новых, заботливо выращенных старыми). Этим условным «им», всегда приходилось таиться. Обделывать свои грязные делишки, где-нибудь в Лемурии, Нагонии или Гаривасе. А уж попадание информации о них в широкую прессу, автоматически означало конец. Недаром героем практически всех подобных произведений становился неподкупный журналист, который, иногда ценой жизни, должен был предать огласке эти сведения.

А что теперь? Недобитков всех мастей – пропасть, и совершенно они никого не таятся, наоборот, любое упоминание хоть в СМИ, хоть на форуме коллекционеров чесоточных клещей, это пиар. Пеши есчо, афтар! Да мало кто уже и внимание обращает, знай, крути себе ленту дальше. А в ней огоньки мерцают, баннеры мигают, цвета меняются, как проблесковые маячки, музычка какая-то корявенькая играет…

А вдруг… Нет, не помню, ничего не помню…

( 3/5) Роман Ужасов для kin0guru

НАШИ РЕЦЕНЗИИ НА СОВЕТСКУЮ КИНОФАНТАСТИКУ: