В общении мы иногда сталкиваемся с ситуациями, когда нам нужно мягко ответить на вопрос, на который прямо и жестко мы отвечать не хотим, для того, чтобы не обидеть собеседника или избежать негативной оценки по спорному вопросу.
Излишне категоричное коммуникативное высказывание приводит к коммуникативной неудаче.
В таких речевых ситуациях, когда мы не уверены, как отреагирует собеседник, лучше всего использовать "предохранители". Такими словами могут являться:
- Наверное
- Может быть
- Случайно
- Показалось
- Вероятно
- Мне кажется
- Частица "бы"
Например, вместо "тебе это не понравится" скажите "мне показалось, это не будет тебе интересно".
Такие слова-предохранители помогут смягчить ваш ответ и сделать его более нейтральным, не таким категоричным, что позволит избежать появления неприятных эмоций у собеседника.
Почувствуйте разницу:
- я не люблю это! / Вероятно, это не совсем мое.
- Ты выглядишь больным / Возможно, тебе стоит отдохнуть.
- Не трогай это! / Мне кажется, лучше это не трогать.
- Тебе не идёт эта причёска! / Наверное, тебе бы подошла стрижка покороче.
Другими средствами преодоления излишней категоричности могут быть глаголы повелительного наклонения, которые вы вплетаете в свою коммуникацию, когда чувствуете, что обстановка накаляется. Такие глаголы призваны успокоить собеседника и разрядить негативную ситуацию. К ним могут быть отнесены:
- поймите
- послушайте
- я вас прошу
- я вас умоляю
- подождите
- остановитесь
- не торопитесь
Если вы понимаете, что слушающий может отрицательно отреагировать на ваше высказывание, апеллируйте к сознанию оппонента:
- Поймите меня правильно! Я ничего не смог сделать, ситуация вышла из-под контроля и привела к такому результату.
- Подожди! Не нервничай! Ты хочешь сказать, что из-за меня ты не успел подать документы?
Это средство смягчения категоричности может быть эффективным в дискурсивной ситуации, при которой обмен мнениями перерос в спор, в ссору.
Ничего нового для вас? Но теперь, при накаляющейся ситуации, вы будете обращать на эти средства внимание и таким образом сможете взять конфликт под контроль, потому что теперь вы знаете, как эти слова в вашей речи называются и чему они служат.
А с какими ещё трудностями в общении с людьми вы сталкиваетесь? Чему хотите научиться? Делитесь своими комментариями🤗
#бесконфликтное общение #искусство спора #средства коммуникации