Цифровая экономика охватила сознание большинства людей из разных отраслей и государств. Просмотр социальных сетей лично меня вводит в замешательство: цифровая экономика, цифровая трансформация, акселерация и другие знакомые нам всем слова мелькают в моей ленте, чаще чем "сочные телочки" или красивые картинки с едой в лучших ресторанах мира. Одним словом каждому хочется ХАЙПануть. Большинство не понимают то, о чем пишут. И это большая проблема на мой взгляд, ведь порой мы не видим разницы между автоматизацией и цифровизацией.
Что? Ты серьезно? - можете спросить меня. Но такова реальность. Что же такое цифровая трансформация и затронула ли она такую роль в компании как Финансовый директор?
Давайте разбираться вместе. Кто такой финансовый директор (он же "финдир" или "CFO") и что он должен делать в среднем и крупном бизнесе?
УЧЕТ
Первое, что приходит на ум - учет и отчетность. С этим проще, ведь все и так это понимают. Финансовый директор должен вести учет доходов и расходов, поступлений и платежей, а также обязательств и управлять этим процессом. На практике это выглядит так: есть форматы, которые служба финансового директора заполняет и отчитывается перед топ-менеджментом, а об управлении на основе этих данных говорить не приходится.
КОНТРОЛЬ
Несколько лет назад я собеседовал экс-финдира филиала крупной федеральной компании. Я был шокирован тем, что планирование и прогнозирование в сфере ритейле в данном случае основано на статистике прошлых периодов. Позже я подобный хаос наблюдал и в других сферах. Раз финансовый директор не может влиять на доходы, так пусть хотя бы контролирует расход. Вот финансовый контроль - это его конек. Составить бюджет на месяц, квартал, год и следить, чтобы не было перерасхода. Сложно переоценить важность финансового контроля для компании, так как профессиональный финансист может экономить деньги, а как показывает практика у любого бизнеса есть 10-20% расходов, от которых можно отказаться.
БУХГАЛТЕРИЯ и АУДИТ
Войну между финансистами и бухгалтерами может остановить только профи в обоих направлениях. Но тут весь вопрос в том из кого вырос наш финдир. Если он был бухгалтером, то упор он сделает на учетном процессе, то есть инициативы в планировании и прогнозировании будет меньше. В другом случае компанию ждет качественная аналитика и прогноз, а бухгалтера будут исполнять волю финансиста, а это возможные конфликты. Финансовый директор должен быть беспристрастным и находить баланс между финансами и учетом, тогда он будет настоящим помощником для топ-менеджмента и акционеров, в том числя беря на себя ответственность снижая финансовые и налоговые риски. Но к сожалению таких специалистов очень мало и поэтому на рынке труда есть "ТОПЫ", которые надеются на 1С и не знают ответа на вопрос: "В каких случаях может измениться собственный капитал".
ЗАДАЧИ ПО СИТУАЦИИ
Существует еще ряд задач, которые решает финансовый директор по мере необходимости, то есть не в каждой отрасли и компании это требуется. Например, автоматизация, различные расчеты для финансирования текущей и инвестиционной деятельности и др. Но почти все финансовые директора пишут в резюме такие громкие слова, как управление финансами, рост чистой прибыли, автоматизация бизнес-процессов и работа в команде. Но по факту не имеют никакого отношения к результатам финансово-хозяйственной деятельности никакого отношения и руководящие функции ограничивались простыми поручениями, сверкой стандартных отчетов.
А какой спрос с финансового директора? По мне так самый прямой. Он первый должен стать примером цифровой трансформации себя и своей деятельности.
Что же должен уметь делать Финансовый директор в эпоху цифровой экономики?
Привлекать инвестиции
Любой проект проходит ряд стадий своего развития. И на каждом этапе можно привлекать деньги для его роста. Для это необходимо понимать инвесторов (как они думают, оценивают и финансируют проекты), уметь строить финансовые модели исходя из разных сценарных условий, прогнозировать возможные риски проекта для разных участников (команда проекта, банк, лизинговая компания, частный инвестор, сотрудники, государство) и обладать навыками презентации. Финансовый директор отвечает своей репутацией перед инвестором и этот навык требует от него взять на себя ответственность, а не просто таблички заполнять.
Управлять стоимостью компании
Мало привлечь инвестиции на определенной стадии проекта. Требуется понимание того, как пройти путь от одной стадии до другой и сколько заработают все участники проекта в точке А и точке Б. Например, при расширении производства необходимо купить дополнительные станки. Но для их запуска нужно его смонтировать, проверить, нанять и обучить специалистов, а также достичь плановых параметров проекта. Добавочная стоимость этого проекта и есть рост стоимости компании, то есть насколько дороже компанию можно продать сегодня. Финансовый директор должен уметь принимать решения, например, о том же расширении производства, запуска новых направлений, инвестициям в новые разработки и технологии. А без этого навыка он не ценнее калькулятора на солнечных батарейках, а порой и счетов.
Внедрять UNIT экономику
Многие слышали про эту экономику, но всегда ее используют, потому как нет понимания ее сущности. Любое действие в компании может быть оцифровано, а все расходы без исключения связаны с доходами. К примеру многие знают сколько стоит привлечение клиента в бизнес. Это сумма затрат на маркетинг и отдел продаж. Но я видел мало финансовых директоров, которые включают в стоимость 1 клиента заработную плату менеджеров по продажам, стоимость его рабочего места (аренда, оборудование и другие сопутствующие затраты). Также unit экономика позволяет открыть глаза на действительную стоимость удержания клиента, найма нового сотрудника и других процессов в компании. Финансовый директор в эру цифровой экономики может управлять как доходами, так и расходами. Да он не настраивает рекламу, не продает и не отгружает товар. Он способен помочь коллегам делать их работу более комфортной, устраняет "узкие места" в линиях коммуникации для роста дохода и сокращения издержек. Другими словами теперь он действительно управляет финансами, но используя показатели эффективности каждой должности, отдела, направления и бизнеса в целом.
Повышать эффективность инвестиционной деятельности
Важно понять, что все подразделения компании, кроме производственного являются лишними, то есть тормозящими развитие. А все затраты или издержки не относящие к прямому производственному процессу считаются транзакционными. Сегодня выживает тот у кого меньше транзакционные издержки или стоимость транзакции. Финансовый директор или как я называю его - DIGITAL CFO (Digital Chief Financial Officer) призван сокращать транзакционные издержки в каждом из бизнес-процессов компании.
Но как? Конечно он не может это сделать в одиночку. Он должен помогать команде это делать.
Как же снизить стоимость транзакции? Приведу простой пример - Яндекс.Такси. Сегодня все лишние транзакции стоят не более 30% от чека, а раньше эта наценка могла быть в 5 раз выше. Как они это сделали? Ответ прост - цифровая платформа в сочетании со снижением затрат на привлечение и обслуживании клиентов на эффекте масштаба.
В вашем бизнесе всегда есть транзакции, стоимость которых можно снизить. Что это может быть? Найм и адаптация персонала, анализ конкурентов, скорость подготовки коммерческих предложений и многое другое. Порой решения, позволяющие снизить стоимость транзакции лежат на поверхности и почти ничего не стоят. Поверьте эти решения находятся в головах Ваших сотрудников, но о них никто не знает, ведь мало кому приходит в голову развивать среду корпоративного предпринимательства в средней, а иногда и крупной компании.
Спросите у коллег, какие барьеры у них есть и какие решения помогут их перепрыгнуть. И вы будете очень удивлены. Эти простые решения могут сэкономить Вам миллионы рублей, а может создать второй UBER в новой нише. А методология развития (акселерации) идей очень похожа на траекторию любого предпринимательского проекта
КТО такой Digital CFO?
Управлять ростом эффективности инвестиционной деятельности должен Финансовый директор нового поколения. Об этом не пишут в книжках и почти не учат в университетах, но это один из важнейших факторов стремительного роста любого бизнеса. Каждую из описанных мной функций я раскрою в следующих статьях.