Найти тему
НУАР-NOIR

Фильм, поведавший СССР про зомби

И вновь о так называемом «советском нуаре»

Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!

Дорогие друзья, сегодня мы перенесемся во время, когда Советский Союз находился на пороге «перестройки». В 1985 году на «Мосфильме» была снята загадочная кинолента, которая называлась «Вариант „Зомби“». Её режиссером выступил малоизвестный кому в Советском Союзе Евгений Леонов, для которого это был по большому счету дебют в большом кино

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

Сразу же оговоримся, что «зомби» подразумевались не в нынешнем «западном» смысле, то есть не «кровожадные живые мертвецы». В данном случае понятие «зомби» было более близко к классической трактовке, а именно лишенный путем манипуляций собственной воли, превращенный в мягкотелого и послушного раба человек. Собственно от данного фильма в массы пошёл новый для нашего общества глагол «зазомбировать». Сейчас обычно подразумевается воздействие средств массовой информации, хотя в мистической практике это были токсины

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

Фильм, пик показов которого пришелся на начало «перестройки», вызвал у публики немалое волнение, а у власти, задумавший пагубную своими последствиями оную «перестройку» - заметную тревогу. В итоге в официальных отзывах сквозил плохо скрываемый холодок. Мол, фильм слабый и обсуждать в нём нечего.

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

«Вариант „Зомби“» в те времена называли «политическим детективом», хотя было бы правильнее именовать «советским нуаром», тем более что с нём чувствуется перекличка с нуарным триллером 1962 года «Маньчжурский кандидат». Хотя сюжеты у фильмов совершенно разные. Советской ленте от классического нуара досталось несовпадение сюжета с фабулой (событиями в хронологическом порядке).

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

Зритель «попадает в историю» не в её начале, а откуда-то посередине. Из репортажей и газетных статей он (зритель) узнает, что внезапно в своём гостиничном номере был найден пропавший в неизвестном направлении несколько дней назад светило советской психологии профессор Лесников (его играет Аристарх Ливанов). Он не может ничего вспомнить из событий прошлых дней. Отметим, что псевдодокументализм и утрата памяти главным героем – это отличительные черты нуара.

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

Что показательно, сам Лесников разрабатывал образно-лингвистический метод возвращения памяти, который был успешно использован им на Сырцове (эпизодическая роль Михаила Ножкина), ветеране войны, страдавшем глубокой амнезией. Эти разработки вызвали большой интерес – и не только в научной среде.

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

По мере того, как разворачивается действие фильма, выясняется, что советского профессора похитили. Более того, ему небезопасно даже на территории СССР (это было весьма ново для советских лент, которые были готовы признать возможность угрозы внутри страны). Правда, устранить Лесникова планировали на территории Таллина, который был как бы «самым западным городом СССР». В любом случае злоумышленники опасаются возвращения воспоминаний, касающихся нескольких дней отсутствия.

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

А вот вторая часть ленты – это «начало истории». То есть те события, которые привели к последствиям, показанным в начале фильме. Здесь есть полный набор персонажей, заимствованных из нуара: роковая красотка, злой гений, мордовороты-охранники и т.д.

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

Втайне от всего мира на островном государстве Лемурия режим, установленный абстрактными неофашистами, ведёт разработку психологического оружия. Первым итогом стала экспериментальная модель установки «Сивилла», которая с неодинаковой долей успеха позволяет манипулировать людьми, погружая их то в экстаз, то делая «ритуальными убийцами». Однако для завершения работ и использования установки в глобальных масштабах, как раз нужны разработки Лесникова.

Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)
Кадр из фильма «Вариант „Зомби“» (1985)

Несмотря на то, что в сюжетной конструкции есть некоторые «огрехи» и фильм нельзя назвать совершенно безупречным, лента «Вариант „Зомби“» была весьма популярна у советского зрителя. Более того, именно она способствовала развитию т.н. «вульгарной конспирологии» в части распространения идей «кодирования словом» и «промывания мозгов».

На этом мы завершаем наш сегодняшний рассказ. Оставляйте Ваши отзывы; задавайте вопросы; пишите, о какой ленте вам хотелось бы прочитать в ближайшее время. Искренне Ваш Андрей Васильченко, историк и специалист по ретрокультуре

Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»

Сайт, посвященный нуару