Одно из крылатых выражений на классической латыни — Bella matribus detestata. В буквальном переводе «Войны, матерям ненавистные». Ненавистные по той причине, что во время войн гибнут их сыновья, братья, мужья. Но независимо от отношения к ним, войны постоянно происходят. Тем более в древнем Риме, который постоянно воевал. Однако война войне рознь. Кроме войн удачных и неудачных, античные мыслители делили их также на справедливые и несправедливые.
Первым термин «справедливая война» использовал греческий философ Аристотель, живший в IV веке до н.э. Рассуждения о критериях справедливости войн встречаются в его трактатах «Политика», «Никомахова этика» и «О риторике к Александру». Аристотель считал войну справедливой в двух случаях: если она велась для защиты своего государства, либо если война служила для установления господства развитого государства над неразвитым. При этом война против варваров, по мнению философа, была оправдана лишь если они явным образом проявили неспособность к самоуправлению.
Ученик Аристотеля, великий завоеватель Александр Македонский, считал объединённую под его руководством Грецию самой передовой в культурном и политическом отношении державой. А способность варварских стран к самоуправлению он предпочитал проверять на практике — если они отражали его войска, значит обладают политической волей и устойчивой государственной структурой. Если же их удаётся завоевать, как например персов, значит они явно неспособны к самостоятельному управлению собственным государством. Так теория Аристотеля воплотилась в античной внешней политике.
Следующим мыслителем, рассуждавшим о справедливости войн, стал знаменитый римский оратор Цицерон. Его тексты относятся к I веку до н.э., со времён Аристотеля прошло триста лет. Сам термин bellum iustum (справедливая война) ввёл в употребление на латинском языке именно Цицерон. В трактате «Об обязанностях» он пишет: «В случае столкновения интересов предпочтение следует отдавать мирному способу урегулирования спорных ситуаций, ибо именно он присущ человеку, а применение силы свойственно диким животным; однако если нельзя воспользоваться первым способом, то нужно обратиться ко второму, имея на это лишь веские причины. Это связано с тем, что итогом войны являются оскорбление богов, гибель большого числа людей, разрушение городов».
Столь пагубные последствия Цицерон связывал с проявлением жестокости, являющейся самым большим недругом человеческой природы. Тем не менее, война вполне может быть и справедливой. В одной из своих речей Цицерон отмечал, что славные предки начинали войну в случае несправедливого отношения к римским гражданам, включая захват кораблей и ограбление крупных торговцев. Он оценивал такие случаи как «несправедливость и опорочение римского имени», которое нельзя оставлять «неотомщенным и безнаказанным». В своём диалоге «О государстве», опубликованном в 51 г. до н.э., Цицерон пишет о том, что гражданское общество (имеется в виду Римская республика) начинает войну лишь ради выполнения обещания или в защиту благополучия.
В том же сочинении приводятся и такие причины для справедливой войны, как мщение или отражение врагов. По мнению Цицерона, у возмездия и наказания за причиненную обиду должна быть мера, а к побежденным народам необходимо проявлять справедливость и принимать их под свое покровительство. Честные люди после удовлетворения их справедливых требований должны возвращаться с войны, не принося ничего ни от врагов, ни от союзников.
В реальности, как отмечает Цицерон, войны нередко ведутся ради наживы, славы и владычества, когда польза оказывается более значимой, чем справедливость. Причина заключается в том, что: «многие люди рассматривают войну как способ обогащения своего государства и обращения земель покоренных народов в частную собственность победителей, путь к славе, обусловленный высокой оценкой обществом воинских заслуг и осознанием наличия способностей к военному делу, имеющихся у некоторых выдающихся граждан, метод обретения власти над другим народом. Такое восприятие войны, свойственное не только невежественным людям, но и философам, ошибочно и ведет к неоправданным, несправедливым действиям».
Примером такой несправедливости, как считал Цицерон, было разрушение римлянами Коринфа. Подобные поступки обычно пытаются завуалировать рассуждениями о государственной пользе, однако, с точки зрения Цицерона, они — проявление жестокости, а «ничто жестокое не является полезным». Поэтому любую войну следует начинать лишь после здравого размышления (то есть «с холодной головой») и общественного обсуждения.
Справедливая война должна быть официально объявлена (необъявленные войны, по Цицерону, заведомо несправедливы) и провозглашена по традиционному римскому обряду фециалов у храма богини войны Беллоны. Лишь в этом случае не только люди, но и боги, покровительствующие Риму, признают войну справедливой и помогут римским легионам обрести победу.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это сильно поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
© Булат Мамлиев