Будни в бухгалтерской компании...
Звонок от директора ООО бухгалтеру:
"Вчера заказчик пытался отправить крупный платеж на наш расчетный счет и сообщил, что счет нашего ООО заблокирован. В итоге деньги не пришли. Помогите, что делать?"
Для понимания поясним детали: это ООО - небольшая строительная фирма-субподрядчик, и получение платежей от заказчиков в этом ООО - явление нечастое. Зато суммы обычно крупные, фирма на эти деньги многие месяцы живет и работу выполняет. Заказчик же - крупная богатая организация и с присущей внутренней бюрократией и важностью.
Дождаться платежа за выполненные работы от заказчика - это фактически событие года. Причем, есть интрига: а заплатят ли вовремя? А не затянут ли? Получим ли следующий заказ? Финансовое состояние фирмы к этому моменту, так сказать, уже соответствующее - в нашем строительном ООО уже давно закончились свободные деньги, на счете ноль, накоплены долги перед своими контрагентами и сотрудниками. И немножко по налогам, некритично. По цепочке целая группа людей и других фирм ждут платежа. Все в волнительном ожидании... И вот на этом фоне, долгожданный платеж на сумму 11 млн. рублей вдруг заблокирован!
Теперь бухгалтер приступает к разбору ситуации (пишу далее от лица бухгалтера)...
Первым делом надо выяснить несколько моментов:
- на чьей стороне проблема? У получателя с его банком или у отправителя (банка отправителя). В нашем кейсе банки были разными. У заказчика счет в каком-то малоизвестном банке, а у получателя - Сбер.
- природа блокировки - это по линии ИФНС или происки банкиров (по закону 115-ФЗ)?
- в голову приходит еще одна идея - может и нет никакой блокировки? а это заказчик выдумал отговорку, чтобы просто затянуть платеж?
Версия о нехорошем поведении заказчика сразу становится основной, и на то главная причина такая: если Заказчик в действительности отправил платеж, сумма ушла в банк получателя, и по каким-то причинам не зачислилась на счет получателя, то она должна 5 дней "провисеть" в банке получателя и после этого вернуться отправителю. А тут заказчик в течение дня узнал о "блокировке". Почему это так быстро ему назад вернули сумму? Не бывает такого. Да и блокировки на расчетных счетах касаются только расходных операций, и не мешают зачислению.
Уже осторожно докладываю эти мысли директору ООО. О том, что все очень странно. Однако, с заказчиком надо вести себя корректно и осторожно, вдруг он все делает верно, а это мы что-то не поняли. Принимаем решение, что директор одевает маску и прямо сейчас едет в отделение банка выяснить, поступал ли вообще этот платеж в Сбер (берем копию п.п. у заказчика). Если не поступал, то этот факт можно будет доложить заказчику, не неся дипломатических рисков. Попутно решаем получить у Сбера всю информацию об ограничениях по счету (вдруг они есть).
Через час директор узнает, что в Сбере этот платеж даже на горизонте не видели, а также получает распечатку-список неисполненных инкассовых поручений на небольшие суммы, в-основном налоги, все вместе в пределах 100 000 рублей. По 115-ФЗ к нему никаких вопросов.
Поездка в банк дала мне понимание, что вопрос не в получателе, суммы налоговых инкассо не могут помешать получению денег, ну спишутся они сразу как придет крупная сумма и все. Проблема целиком на стороне заказчика. Теперь уже озадачился директор. Неужели заказчик уклоняется от платежа? Или может, у заказчика счет заблокировали?
Директор звонит заказчику, докладывает ситуацию... И тут открывается причина... Оказалось, что бухгалтер заказчика набил в клиент-банке платежку, а там какой-то встроенный сервис проверки контрагентов Светофор или Фокус и т.п. загорелся то ли желтым, то ли красным цветом, но, видимо, явно не зеленым. Бухгалтер заказчика решил перестраховаться и попросту не отправил платеж в тот день, когда наш директор его ждал. А на следующий день от заказчика сообщили "у вас на счете блокировки", сказали ведь чистую правду. А уж как воспринял и понял это директор...
Ну вот, все и прояснилось, быстро и просто. А мы уже были мысленно готовы к более сложным и долгим вариантам. Заказчик все равно настоял, чтобы ООО оплатило свои налоговые долги, только после этого они пошлют нам 11 млн.руб. Директор оперативно внес займ от себя в ООО для оплаты налогов, а этот платеж от заказчика пришел даже быстрее, чем мы успели отправить налоговые задолженности. Выдох.. и хорошее настроение...
А вы сталкивались в своей работе с чем-то похожим? Поделитесь в комментариях.
Подпишись на канал чтобы видеть наши статьи раньше!