В принципе я не жду от окружающих вселенского понимания и запредельной помощи. Но очень хочется, чтобы эти слова мне говорили пореже. Т.к. они превращают меня в бешеного Халка. Кстати, особенностей моего ребенка я от знакомых не скрываю, ибо шила в мешке не утаишь, просто говорю, что ЗПРР.
От мужа
1. "Сейчас ремень достану..." Я уже писала, что физические наказания просто неэффективны для детей с РАС. Любой тычок, щипок, шлепок мой ребеночек вернет сторицей. Но хуже всего - угрозы, которые никто не будет выполнять. Грозить ремнем ребенку по каждому поводу, если не собираешься его шлепать - это пять!
2. "Зачем ребенку грызунок, он не малыш". Мой ребенок сейчас постоянно жует простыни и одежду, тянет в рот мелкие предметы. Едва не подавился, сколол себе зуб. Такая у него аутостимуляция. Мы посоветовались с нейропсихологом, она советует купить специальный грызунок. Муж против. Да, пусть лучше чем-нибудь подавится...
3. "Да, я дам ему конфету/поставлю мультик, но не сейчас, сейчас я занят".
В АВА поощрение за хороший поступок предоставляется в течение 30 секунд. Таковы правила дрессировки щенков, тигров и детей. Если награждение дать невозможно, дают его заменитель: жетон или звездочку. 5 звездочек - мороженное, 10 звездочек - поход на пляж и т.п.
Если через 10 минут после того, как ребенок сделал задание, помыл пол или хорошо играл с братом, вы, наконец, достаете приз, вы поощряете то, что ребенок делает в момент выдачи награды: ревет, ковыряет в носу, раскрашивает обои и т.п.
4. "Вот я сижу с ребенком: поставил ему мультики/включил игру на телефоне".
Занимать ребенка с РАС непросто. Иногда мультики/игры в планшете - единственный шанс родителей отдохнуть от ребенка. Я только не поняла, где тут подвиг сидения с сыном... По-моему, лучше оставить ребенка скучать, чем предлагать вредные развлечения.
Дополнено:
"Молодец!" с иронией в отношении ошибок и проступков (разбил, сломал и т.п.)
Дети с РАС плохо понимают иронию. Так разрушается приятный стимул - реальная похвала "Молодец". Когда мы даем ребенку конфету и говорим "Молодец" происходит перенос контроля стимула с конфеты на похвалу. Слово "молодец" превращается в приятный стимул для ребенка. Ироничной "похвалой" вы уничтожаете смысл этого стимула.
От всех
5. О ребенке или о себе в третьем лице. "Катя будет кушать кашку", "Мама купит Ване игрушку".
У детей с сенсорной алалией и РАС это вызывает огромную путаницу с правильным употреблением местоимений, да и выглядит глупо. Вы же не говорите на работе:
- Маша подготовила квартальный отчет. Начальник даст Маше премию?
6. "Не плачь, на конфетку" , вариация "Не ори, сейчас тебе дам..."
Я два года учила ребенка ходить за руку. В один из таких дней он орал и вырывался как бешеный.
- Можно я дам вашему сыну конфету? - спросил добрый продавец банок и консервных крышек.
- Нет, спасибо. У него аллергия.
Через полсекунды ребенок как то подозрительно замолчал: продавец незаметно сунул сыну чупа-чупс. Вот с какой планеты такие доброхоты?
7. "Вы столько денег тратите на логопеда, а толку мало..." Сыну почти 5, речь развита на 3-3,5. При диагнозе: "сенсорная алалия"+РАС - это очень неплохой результат. Это вам не дочка Марьванны, которая "молчала до трех, а потом сама заговорила", и не соседский Петя, которому за полгода поставили букву "р". Мой ребенок учит русский как иностранный. Он - большая умница, на самом то деле. И логопед у него хороший.