Уважаемые заботливые и думающие взрослые!
Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с "кашей во рту"?
Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.
Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.
Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или "сделать что-то не так".
Попробуйте! У вас получится.
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.
Чтобы ваши занятия с малышом принесли пользу, не забывайте соблюдать несколько простых правил.
1. Артикуляционную гимнастику делают ежедневно. Только в процессе многократных повторений движения, которые вы отрабатываете с ребенком, становятся легкими, правильными, привычными.
2. Все упражнения выполняются до еды. Лучше – после дневного сна. Убедитесь, что малыш отдохнул и действительно хочет заниматься.
3. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, перед зеркалом. Ребенок должен видеть ваше лицо, понимать и контролировать свои действия.
4. Будьте эмоциональны. Используйте картинки для подражания: «Вот качели, смотри. Давай, покачаемся? Язычок, как качели: вверх… вниз… вверх… вниз… Высоко! Весело». Попробуйте превратить занятия в увлекательную игру.
КОМПЛЕКС № 1.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ.
«Смешная песенка». Произносите звук «б» и перемещайте указательный палец вверх-вниз, стараясь задеть губы.
«Расческа». Прикусите нижнюю губу и несколько раз проведите по ней зубами. Затем «причешите» верхнюю.
«Спрячь губки». Покажите, как можно подогнуть и втянуть губы. Пусть малыш попробует прятать губки, пока вы честно ищите их.
«Хлопушка». Надуваем щеки и слегка ударяем по ним, схлопывая воздух.
«Самовар». Сжать губы, надуть щеки. Будем выдыхать через губы, произнося звук «п»: «П! П! П!..»
«Кошка и молочко». Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком язычка «лакать молоко».
«Лошадка». Пощелкать кончиком языка: медленно, потом быстро. Губы улыбаются. Рот приоткрыт.
КОМПЛЕКС № 2.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ.
«Песенка». Беззвучно и медленно произносим звуки «и – о – у».
«Часики». Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончик языка перемещается из одного уголка рта в другой: «тик – так».
«Качели». Язык поднимается к носу и опускается к подбородку.
«Футбол». Закройте рот и попробуйте сильно, с напряжением упирать кончик языка то в одну, то в другую щеку. Гол!
«Почистим зубки». Рот приоткрыт, а губы улыбаются. Кончиком языка «почистим» зубки: верхние (нижние) с внутренней стороны (слева направо и обратно).
КОМПЛЕКС № 3.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ.
«Давай напишем букву О». Плотно сжатые губы тянутся к носу, влево, к подбородку, вправо: буква «О»! Ну, почти…
«Вкусное варенье». Широким языком облизываем верхнюю губу: сверху вниз. Кстати, намазать губу вареньем можно по-настоящему.
«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка поглаживает небо: от зубов к горлу и обратно.
«Грибок». Откроем рот. Широкий язык нужно прилепить, присосать к небу. Это шляпка гриба. А тоненькая ниточка посередине (подъязычная связка или уздечка) – его ножка.
«Индюк». Рот приоткрыт. Широкий язычок поглаживает верхнюю губу: вперед – назад. Если двигаться быстро, с голосом, не отрывая языка от губы, послышится отчетливое «бл-бл-бл»: индюк болбочет.
Выучите эти простые упражнения, добавьте артикуляционную гимнастику в список «на каждый день», и пусть ваш малыш говорит правильно и красиво.