Найти тему
Дошкольный логопед

Артикуляционная гимнастика: базовый комплекс для детей четырех, пяти и шести лет

Оглавление

Уважаемые заботливые и думающие взрослые!

Вы обеспокоены состоянием речи малыша? Высказывания ребенка малопонятны для окружающих? Он неправильно произносит отдельные звуки, а может, говорит с "кашей во рту"?

Самое время начать заниматься артикуляционной гимнастикой.

Ниже я расскажу о базовых комплексах, которые помогут укрепить мышцы речевого аппарата, поработать над точностью и слаженностью движений.

Их можно смело выполнять дома вместе с ребенком без опасения навредить или "сделать что-то не так".

Попробуйте! У вас получится.

Здесь и далее фото из личного архива.
Здесь и далее фото из личного архива.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ.

Чтобы ваши занятия с малышом принесли пользу, не забывайте соблюдать несколько простых правил.

1. Артикуляционную гимнастику делают ежедневно. Только в процессе многократных повторений движения, которые вы отрабатываете с ребенком, становятся легкими, правильными, привычными.

-2

2. Все упражнения выполняются до еды. Лучше – после дневного сна. Убедитесь, что малыш отдохнул и действительно хочет заниматься.

-3

3. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, перед зеркалом. Ребенок должен видеть ваше лицо, понимать и контролировать свои действия.

-4

4. Будьте эмоциональны. Используйте картинки для подражания: «Вот качели, смотри. Давай, покачаемся? Язычок, как качели: вверх… вниз… вверх… вниз… Высоко! Весело». Попробуйте превратить занятия в увлекательную игру.

-5

КОМПЛЕКС № 1.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4 - 5 ЛЕТ.

-6

«Смешная песенка». Произносите звук «б» и перемещайте указательный палец вверх-вниз, стараясь задеть губы.

«Расческа». Прикусите нижнюю губу и несколько раз проведите по ней зубами. Затем «причешите» верхнюю.

«Спрячь губки». Покажите, как можно подогнуть и втянуть губы. Пусть малыш попробует прятать губки, пока вы честно ищите их.

«Хлопушка». Надуваем щеки и слегка ударяем по ним, схлопывая воздух.

«Самовар». Сжать губы, надуть щеки. Будем выдыхать через губы, произнося звук «п»: «П! П! П!..»

«Кошка и молочко». Улыбнуться, приоткрыть рот. Широким кончиком язычка «лакать молоко».

«Лошадка». Пощелкать кончиком языка: медленно, потом быстро. Губы улыбаются. Рот приоткрыт.

КОМПЛЕКС № 2.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ.

-7

«Песенка». Беззвучно и медленно произносим звуки «и – о – у».

«Часики». Улыбаемся, приоткрываем рот. Кончик языка перемещается из одного уголка рта в другой: «тик – так».

«Качели». Язык поднимается к носу и опускается к подбородку.

«Футбол». Закройте рот и попробуйте сильно, с напряжением упирать кончик языка то в одну, то в другую щеку. Гол!

«Почистим зубки». Рот приоткрыт, а губы улыбаются. Кончиком языка «почистим» зубки: верхние (нижние) с внутренней стороны (слева направо и обратно).

КОМПЛЕКС № 3.

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ.

-8

«Давай напишем букву О». Плотно сжатые губы тянутся к носу, влево, к подбородку, вправо: буква «О»! Ну, почти…

«Вкусное варенье». Широким языком облизываем верхнюю губу: сверху вниз. Кстати, намазать губу вареньем можно по-настоящему.

«Маляр». Рот открыт. Губы в улыбке. Кончик языка поглаживает небо: от зубов к горлу и обратно.

«Грибок». Откроем рот. Широкий язык нужно прилепить, присосать к небу. Это шляпка гриба. А тоненькая ниточка посередине (подъязычная связка или уздечка) – его ножка.

«Индюк». Рот приоткрыт. Широкий язычок поглаживает верхнюю губу: вперед – назад. Если двигаться быстро, с голосом, не отрывая языка от губы, послышится отчетливое «бл-бл-бл»: индюк болбочет.

Выучите эти простые упражнения, добавьте артикуляционную гимнастику в список «на каждый день», и пусть ваш малыш говорит правильно и красиво.