Найти в Дзене
Грач пишет

Как мультипотенциалы породили гибридное искусство

Олафур Элиассон, "Пространство резонирует от нашего присутствия". Вид инсталляции на 7-й Московской биеннале современного искусства. Фотография: © Anna Dmitri. Права на изображение принадлежат художнику, Tanya Bonakdar Gallery, New York; neugerriemschneider, Berlin
Олафур Элиассон, "Пространство резонирует от нашего присутствия". Вид инсталляции на 7-й Московской биеннале современного искусства. Фотография: © Anna Dmitri. Права на изображение принадлежат художнику, Tanya Bonakdar Gallery, New York; neugerriemschneider, Berlin

Цифровая эпоха породила в нас неуверенность. Мы не знаем, в какой сфере закрепиться, перестаем относить вещи к чисто мужским и женским, не говорим о дихотомии добра и зла, не ограничиваем искусство. Все наши метаморфозы - это сумма тех визуальных образов, которые мы накопили за жизнь. Современный человек потребляет в 5 раз больше информации, чем его предки. Мы расширяем понятие креативности, требуем от мира разнообразия.

Вместо подхода "одна жизнь - одно дело", люди начинают увлекаться разными сферами жизни. Дизайн идет рука об руку с медициной, инженерия - с литературой. Появляется термин "мультипотенциал". Он характеризует людей, которые имеют множество интересов и добиваются успеха в разных сферах. В это же время расцветает гибридное искусство - междисциплинарный жанр, который обращается к науке и технологиям.

Олафур Эллиасс создаёт инсталляции, объединяющие в себе искусство, науку и природные явления. В своем знаменитом "The Weather Project" художник воссоздаёт солнце при помощи желтой полусферы и зеркального потолка. Выставка стала воистину популярной - за шесть месяцев ее посетило более двух миллионов человек. Не менее интересен и зеркальный туннель под названием "Your spiral view", который устроен наподобие большого калейдоскопа. Зритель может зайти внутрь, ощутить игру света и изменение пространства.

Олафур Эллиасс, "The Weather Project. Tate Modern".
Олафур Эллиасс, "The Weather Project. Tate Modern".

Олафур Эллиас, "Your spiral view".
Олафур Эллиас, "Your spiral view".

Нери Оксман - профессор, архитектор и дизайнер. Ее разработки - это материалы будущего, способные заменить собой не только пластик, но и стекло, бетон. Обращаясь к искусству, Оксман создаёт конструкции при помощи биологии. Шелковый кокон, представленный ею в MoMA - это целая скульптура, изготовленная при помощи 6500 живых шелкопрядов. Поражает и "Aguahoja I" - роботизированная конструкция, созданная при помощи молекулярных компонентов, взятых из деревьев, насекомых и костей человека. Скульптура достигает 6 метров в высоту и демонстрирует, как вещества, считающиеся отходами, могут использоваться в дизайне. Все эти произведения - чудеса инженерии, физики, биологии и изобразительного искусства. Они отражают изменение нашего мира, изменение самого человека.

Нери Оксман, "Aguahoja I".
Нери Оксман, "Aguahoja I".

Искусство - это отражение времени. Российский авангард - ответ на предстоящие перемены в стране, соцреализм - дитя тоталитарного режима. Во время "оттепели" в музеях появился Пикассо, а художники вернулись из лагерей. Появился соц-арт.

Казимир Малевич - один их ярких представителей русского авангарда. Кардинальные перемены в искусстве того времени шли рука об руку с революцией .
Казимир Малевич - один их ярких представителей русского авангарда. Кардинальные перемены в искусстве того времени шли рука об руку с революцией .

Шурпин Федор Саввич, "Утро нашей Родины".  Выдающийся пример соцреализма, главной целью которого была пропаганда социалистического режима и культа личности
Шурпин Федор Саввич, "Утро нашей Родины". Выдающийся пример соцреализма, главной целью которого была пропаганда социалистического режима и культа личности

Дмитрий Врубель, "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви". Соц-арт - это пародия на официальное советское искусство. Появился в 1972 году, после хрущевской оттепели.
Дмитрий Врубель, "Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви". Соц-арт - это пародия на официальное советское искусство. Появился в 1972 году, после хрущевской оттепели.

После 1991 года художник выходит из мастерской и пробует себя в новом жанре - перфомансе. Человеческое тело говорит обо всем: политике, социальном неравенстве, любви, душе. Выстраивается диалог между зрителем и художником. Искусство уходит от общего к частному, от коллектива к личности.

Наступают 2000-е, появляется интернет, соцсети. Количество художников растет - у каждого своя аудитория. Жанры смешиваются друг с другом.

В 2016 году частный некоммерческий фонд TED презентовал конференцию с Эмили Вапник. В ней она рассказывает о том, что по-настоящему крутые идеи появляются на стыке разных сфер. Скажем, вы дизайнер, которому нужно сделать проект кухни. Если вы имеете общие представления о том, что делаете и будете ориентироваться на визуальную сторону, то можете сделать красивую, но неудобную мебель. И наоборот - при обширных значениях в области интерьера, дизайна и психологии, вы сможете подобрать идеальный вариант не только на основе визуальных предпочтений клиента, но и исходя из его технических и психологических потребностей.

Кадр из конференции TED. Эмили Вапник, "Почему не у всех есть одно  истинное призвание".
Кадр из конференции TED. Эмили Вапник, "Почему не у всех есть одно истинное призвание".

"Мастер на все руки" стал по-настоящему желанным. Мы приобретаем гибкость, развитый эмоциональный интеллект и продуктивность, меняем места работы, не определяем для себя жесткие социальные роли. Именно поэтому искусство, которое мы создаём, стало таким же адаптивным и многофункциональным. Это лицо меняющейся цивилизации.