Найти тему
Бард-Дзен

Чье-то сердце продолжу на круге гончарном... Критика с любовью

С Алексеем Витаковым меня связывает почти уже десятилетняя дружба, и время от времени возникающие совместные проекты. Если бы не нынешняя зараза, эх, ка бы мы поработали замечательно! Такие были планы в новогодние каникулы! Так все казалось легко и радужно!

Ну, а если без восклицательных знаков говорить, Алексей - одна из самых заметных фигур в сегодняшней авторской песне. И тут дело даже не в том, что он - отличный автор, один из очень немногих, имеющих профессиональное литературное образование. Хороших авторов много, и профессиональное образование литератора не часто играет в этом деле серьезную роль. Мы и подружились-то не на этой теме, а на теме некоего культурного служения. Именно это вот слово - служение нас и свело. Оказалось, что мы с ним очень похоже, если не одинаково его понимаем. Леша служит идее узаконивания места авторской песни в едином литературном пространстве российской культуры, мне ближе сам процесс культурообразования и популяризация, но это же - просто разные аспекты одного и того же важного процесса, ставшего и для меня, и для него едва не главным смыслом в жизни. Так, без ложной скромности. Мы просто не могли не подружиться.

Но сегодня, как это не странно может показаться после такого вступления, я хочу поговорить не о перспективах, а, скорее о корнях нашей культуры. Забавно, но и понимание этих корней у нас с Лешей тоже очень похожи. В первую же нашу встречу, в одном из первых наших разговоров Витаков меня огорошил забавной мыслью. Я эту мысль и сам давным давно носил в голове, но так точно ее не формулировал, а Витаков, оказывается, уже сформулировал и готов развивать. Мысль вроде очень простая, но время от времени она становится камнем преткновения очень серьезных внутрикультурных споров и даже ссор. Мысль вот какая: бесспорно, все мы выросли из Окуджавы, Визбора, Галича и других наших классиков, но ведь на наше формирование влияли не только они. Наше творческое мировоззрение росло опираясь на творчество наших классиков в том числе. Но кроме, там ведь, в корнях нашего личного понимания творчества в целом, и музыки в частности гвоздем сидят, например, Led Zeppelin и Deep Purple. И даже Юрий Антонов и Алла Пугачева из нашей юности.

Вообще, весь музыкальный и литературный контекст, в который мы попадаем в момент взросления остается в нас навсегда. Мы уже обречены жить в нем всю свою жизнь. Поэтому споры о чистоте жанра, которые так любят устраивать многие наши теоретики, без учета этих вот культурных контекстов пусты и мертвы. Мы физически не можем избавиться от зависимости от этих контекстов, и глупо требовать от нас простых мелодий и гармоний, размеренных ритмов, намеренно упрощенной системы образов. Тем более, что такое упрощение - вообще только частный случай авторской песни классического периода. И Галич играл блюз, и Кукин с Визбором и Клячкиным были заражены пижонским джазом, а уж об авторах классического "Первого круга" и говорить не приходится - и сейчас не многие готовы посоревноваться со "стариком" Мирзаяном в сложности ритмов, драйва, мелодий и гармоний.

Когда я только собирался начать беседу о Витакове, его творчестве, его служении и его размахе влияния, я послушал не его собственные записи, а команду, с которой он дружит и сотрудничает уже много лет. Ансамбль Тибитет. Просто потому, что песни Алексея Витакова в исполнении именно Тибитета могут подчеркнуть некоторые мысли, мною уже озвученные. Это исполнение придает Лешиным песням несколько не бардовское звучание. Какое? Да разное. В зависимости от самой песни или даже от того, кто слушает, в чей культурный контекст эти песни попадут. Люди помоложе могут углядеть там выраженную айренбишную краску, люди постарше камерно-филармоническую, люди с классической складкой могут найти в их звучании легкий налет барокко, народники - фолка. Я же предпочитаю смотреть на звучание Тибитета как на попытку, и весьма удачную попытку разрешить самый важный для меня компромисс - не растеряв собственную музыкальность и любовь к отличным вокальным аранжировкам, не растерять и самое важное для бардовской аудитории - ясное, понятное и очень веско звучащее слово.

Ну а о том, почему именно Алексей Витаков весьма заметная фигура в нашей культуре, и какие совместные проекты мы делали, а к каким я бы с огромным удовольствием присоединился бы, или еще присоединюсь, мы поговорим в следующий раз. Мы пока ни разу не говорили о таком важном... Да что там, одном из определяющих аспектов нашей культуры - об организационном аспекте. О том, какие бывают фестивали, почему именно там и бьет ключом культурная жизнь, почему фестивали - главные школы авторской песни и главные инструменты культурообразования. И как важны в этом деле мысли, идеи, концепции и те, кто эти концепции придумывает, разрабатывает и внедряет в жизнь.

P.S.

Кстати, после публикации этой статьи у Алексей Витакова открылся здесь собственный канал. Милости просим!