Найти в Дзене
Московские истории

Потерялся: «Про метро я уже всё понимал и название станции «Кировская» помнил, но пятака не было»

Стоит ли семилетнему одному ходить по большому городу? Наверное, не стоит. Но так уж получилось. Александр Васильев рассказывает, как приехав из-под Магадана, где прошло его детство, в Москву, отбился от экскурсии и заблудился. Но домой все-таки попал.

Проспект Маркса. Универмаг «Детский мир», 1962– 1970 г.
Проспект Маркса. Универмаг «Детский мир», 1962– 1970 г.

Вспомнилась одна история, случившаяся в самом начале 1960-х. Мне ещё не исполнилось семь. Говорю так уверенно, поскольку это было последнее лето перед школой. И мама, согласно магаданской традиции, по дороге на юга остановилась на несколько дней со мной у бабушки в Москве, на улице Чаплыгина. Были, видимо, какие-то семейные связи с местным учительским сообществом, и меня однажды пристроили к экскурсии в «Детский мир» с группой из соседнего «городского пионерского лагеря» (существовали такие заведения, если кто помнит).

Центральный Детский Мир, 1989 г. Автор Andrew J Green.
Центральный Детский Мир, 1989 г. Автор Andrew J Green.

Надо понимать, чем был тогда «Детский мир» для магаданского ребенка. Я с разинутым ртом пошел осматривать чудеса, отстал от группы и потерялся. Через какое-то время обнаружил, что рядом никого из знакомых, и вышел на улицу. Про метро я уже всё понимал и название станции «Кировская» («Чистые пруды») помнил, но пятака не было. Мысли обратиться к контролеру, чтобы пропустили бесплатно, даже не возникло. Как и в принципе просить кого-то из посторонних взрослых о помощи. Ведь ничего катастрофического не произошло. Белый день, вполне тепло, явных опасностей вокруг не имеется, надо решать проблему самостоятельно.

Возле станции метро «Кировская», 1959 г. Автор Рэй де Гроот.
Возле станции метро «Кировская», 1959 г. Автор Рэй де Гроот.

Вообще-то, каждому москвичу понятно, что я находился довольно близко от Чистых прудов. Достаточно было всего лишь пройти от площади Дзержинского (Лубянской) по Кировской улице (Мясницкой) до упора, и оказываешься у памятника Грибоедову, откуда до Чаплыгина уже рукой подать. Но я очень плохо знал город. До этого всего несколько раз гулял с матерью по центру и имел о нем весьма слабое представление. Но какие-то ориентиры отпечатались в голове. И первым среди них была улица Горького. На которую я благополучно в конце концов и выбрался. Пошел по ней вверх, пытаясь отыскать что-нибудь знакомое, и наконец увидел памятник Пушкину. Тут уже стало полегче. Чутье подсказало в какую сторону по бульварам идти, добрался до Трубной, ну, а оттуда уже по маршруту «Аннушки» без проблем до Чистых прудов.

Когда пришел домой, мое опоздание, конечно, заметили, да и вожатые, руководившие экскурсией, успели сообщить, что я отстал и потерялся, но, в принципе, никакой особой паники не было. Мать, как и я, не увидела в ситуации ничего слишком опасного и только посоветовала внимательнее смотреть по сторонам и запоминать дорогу, чтобы не преодолевать лишних расстояний.

Другие истории Александра Васильева.