12. Подводим итоги
Собственно, основные итоги уже подведены: хороший человек выбрался из нехорошей болезни. Индекс Хека-Хесса упал до 16 (вместо прежних 36). Заметно, - точнее, радикально, - изменился профиль акцентуаций по шкале СМИЛ.
Рассмотрим ее подробнее (два показанных профиля иллюстрируют психологическое самочувствие Кристины с интервалом примерно в 10 месяцев):
«Шкала L Ложь. Ваш результат: 42.41 Т-баллов.
Шкала F Достоверность. Ваш результат: 56.94 Т-баллов. Как видим, выявленной в прошлом тесте аггравации уже нет. Человек впервые за много лет вздохнул свободно, и утяжеление своего истинного положения исчезло из его осознания текущей ситуации.
Шкала К Коррекция. Ваш результат: 60.93 Т-баллов. В принципе, практически в пределах нормы. Если бы показатель был заметно выше, то можно было бы усомниться в достоверности ответов испытуемого лица – возможно, он, отвечая на вопросы теста, хотел как можно более соответствовать социальным ожиданиям. Хотя мне бы хотелось, чтобы график на шкалах LFK выглядел идеально, как в прошлый раз - «домиком», с не слишком высоким максимумом по шкале F. Но, что есть – то есть.
И, кстати, повышение по шкале К вполне объяснимо. Мы помним, что в прошлогоднем тесте результаты «усугублялись» не только тяжестью состояния, но и усталостью от болезни. Теперь же доверитель впервые за много лет чувствует себя хорошо, она гордится своими успехами, о чем не раз сообщала психологу. И я имею обоснованное ощущение, что сегодня на результаты теста несколько влияет ее желание «похвалить» себя и свою нынешнюю адаптацию.
В определенном смысле можно назвать это диссимуляцией, неким сокрытием симптоматики, скорее всего - не сознательным. То есть, теперь, в отличие от прошлогоднего теста, доверитель неосознанно несколько снижает степень своих оставшихся психологических проблем.
Такое дополнительное осмысление экспериментальных результатов психологом не только допустимо, но и необходимо: тест вовсе не истина в последней инстанции, а чрезвычайно важное и полезное дополнение к клиническим наблюдениям специалиста.
Все вышесказанное позволяет мне считать ниже показанные результаты тестирования достоверными.
Шкала Hs 1 Сверхконтроль. Ваш результат: 58.49 Т-баллов.
Шкала D 2 Пессимистичность. Ваш результат: 42.2 Т-баллов.
Шкала Ну 3 Эмоциональная лабильность. Ваш результат: 59.94 Т-баллов.
Шкала Pd 4 Импульсивность. Ваш результат: 68.3 Т-баллов.
Шкала Mf 5 мужественности-женственности. Ваш результат: 46.36 Т-баллов.
Шкала Ра 6 Ригидность. Ваш результат: 59.12 Т-баллов.
Шкала Pt 7 Тревожность. Ваш результат: 48.85 Т-баллов.
Шкала Sc 8 Индивидуалистичность. Ваш результат: 64.58 Т-баллов.
Шкала Ма 9 Оптимистичность. Ваш результат: 66.26 Т-баллов.
Шкала Si 0 Интроверсия. Ваш результат: 49 Т-баллов».
Итак, что мы видим.
Не изменились показатели по пятой шкале: Кристина всегда была женственна и в мыслях, и в поведении. Остальные показатели изменились очень серьезно, практически полностью оказавшись в коридоре нормы.
Впрочем, и безо всяких тестов видно, что жизнь Кристины резко поменялась в лучшую сторону. Причем, не только у героини нашего повествования, но и всего ее окружения.
Это, конечно, не значит, что у нее радикально изменился характер и его акцентуации - их соотношение, как видно на профилях теста СМИЛ, во многом сохранилось. Но это значит, что изменились, - причем, как раз, радикально, - ее привычные реакции на стандартные жизненные стимулы. С болезненных – на гораздо более здоровые. В некотором смысле, это уже просто другая жизнь.
Что же касается слова «героиня»…
В значительной мере так и есть. Кристина не только во многом справилась со своим тяжелым многолетним заболеванием, но и приняла обдуманное решение сделать все, что в ее силах, чтобы помочь другим, которым пока не так повезло, как ей.
Хотя слово «везение» – не из нашей истории. Из нашей же – знания и труд. «Болезнь неведения» всегда обратима, если ты вооружен знаниями и готов к напряженному труду.
Думаю, что когда Кристина станет психологом, ее доверителям станет легче жить. Ведь она точно знает, что чувствуют ее пациенты…
Из текста Кристины, прямое цитирование (стр. 6В-7В):
«… Сложно было рассказывать обо всем, заново переживать свою боль и страхи. Но (постепенно – прим. авт.) становилось легче. Каждый раз я узнавала нужный для меня совет и следовала ему…
… Очень сложно было заставить себя по утрам делать 5 элементарных упражнений. (Утро всегда тяжелое время при депрессии. Поэтому я заставил ее «ритуализировать» утренние часы, в том числе введя туда несложные физические упражнения. Здесь, конечно, идет речь не столько о физкультуре, сколько об адаптивном «вживании» в новый день, - прим. авт.). Но прилив сил и гордости за победу над ленью не снимали улыбку с лица… Они заряжали меня с утра, маленькие победы над собой…»
Из текста Кристины, прямое цитирование (стр. 4В):
«Я видела как (к психологу – прим. авт.) приходят люди, грустные, прячущие глаза. И уходят, улыбаясь, даже походка, видно, что изменилась, легкость (появилась – прим. авт.)…»
Из текста Кристины, прямое цитирование (стр. 5В):
«… В процессе знакомства (с психологом и тактикой терапии – прим. авт.) мое восприятие стало меняться. Хочу сказать, что это стоило мне огромного труда и постоянной работы над собой.
Возможно, я даже еще полпути не прошла к полному успеху над собой, но тот опыт, который я получаю, заставляет меня двигаться вперед, бороться, а не прятаться как раньше. (Даже если вдруг прячусь, то уже не комфортно, встаю и борюсь с собой)…
Мне даже писать сложно о своих прошлых переживаниях, страхах сейчас, ведь я уже совсем другая…».
13. Было – стало
Мы не боимся чертовой дюжины, и именно в этом подразделе сравним жизнь отдельно взятого человека с тяжелым неврозом до и после 10-месячной терапии:
*раньше не могла трудоустроиться, а если все-таки получалось – обычно не удерживалась более двух-трех месяцев. Сейчас трудится на одном месте без малого год, работой полностью удовлетворена;
* раньше в среднем раз в неделю (и чаще) посещала врача по разным поводам: проблемы ЖКТ, лор, гинекология, кардиология, неврология, панические атаки и т.д. Многократно госпитализировалась, в том числе, по «Скорой помощи». Сейчас к врачам не ходит, ничего не болит, из недомоганий за почти год – ОРЗ, ОРВИ.
* раньше практически полностью вышла из соцсетей, разорвала социальные связи со всеми, кроме ближайших родственников. Сейчас – общение восстановлено, вернулись старые друзья, впервые за несколько лет появились новые.
* раньше – тяжелое утро, пробуждение уже без сил, постоянные истерики. Сейчас – утро все равно хуже, чем вечер, но даже утром есть желание жить и работать.
* раньше – не было сил не то что на спорт, но и на жизнь. Сейчас – бассейн, йога, фитнесс с получением удовольствия от процесса и результата.
*раньше – нет понимания, как жить дальше, нет сил и, самое опасное, нет надежды (на пике невроза полностью исчезло желание жить). Сейчас – уверена в своих силах; случающиеся проблемы напрягают, но не вышибают из колеи; поставлены серьезные жизненные цели, в том числе – по выстраданной мечте: стать дипломированным психологом и помогать таким же страдающим людям).
Использованная литература:
1. Лурия А.Р. «Потерянный и возвращенный мир (история одного ранения)»- М., издательство МГУ, 1971.
2. Симонов П.В. «Болезнь неведения» - М., Наука, 1968 г.
3. Виктор Франкл «Сказать жизни «Да!»: психолог в концлагере». –М., Смысл, 2004.
4. Зейгарник Б.В. «Патопсихология». – М., 1986 г.
5. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. «Клиническая патопсихология (руководство для врачей и клинических психологов)»- М.,Воронеж, 2002.
6. Трофимов С.С. «Психофармакология. (курс лекций для психиатров)». 2016.
7. Голдберг Элхонон «Управляющий мозг (лобные доли, лидерство и цивилизация)».
8. Картер Рита «Как работает мозг» - М., АСТ. 2014.
9. Собчик Л.Н. «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)». – СПб.: Речь, 2000.
Окончание см. в "Два взгляда на один невроз. Использованные психотесты. Часть 9".
Сразу полностью статью можно прочитать в журнале "Человеческий капитал" №6, 2019. И еще: задавайте вопросы, многие страдают схожими заболеваниями, я постараюсь отвечать всем. С уважением,
Иосиф Гольман, клинический психолог