Глава 6.
– А что нужно для гармонии – всего лишь носить в сердце ощущение собственного несовершенства, – лезли в голову непонятные идеи. – А вовсе не пошлое чувство превосходства над кем-либо. Путь превосходства заводит всех в тупик, и пусть его адепты орут, что ощущение несовершенства ведёт к комплексу неполноценности.
Схема проста – если кто знает, что он произошёл от обезьяны или просто природной грязи, он видит себя венцом космических сил, и начинает гордиться собой в мироздании. Если же человек чувствует, что он создан по образу и подобию Божию, но при этом мало что может и умеет, он с благоговением понимает, какой же долгий путь ему предначертано пройти, чтобы обрести качества Бога.
Какие несложные конструкции, и как меняют представление о роли человека во Вселенной! Но не все ведь рождены чувствовать в себе несовершенство! Ведь ими тогда будут управлять носители ощущения превосходства в себе над другими. Не то ли происходит и сейчас? Должны ли защищать себя «несовершенные», и как ограничить потуги людей власти? Можно ли вообще искренне чувствовать себя несовершенным после урока западной истории? Или с таким опытом только и должно делать это?
Конечно, всё запутано; но каждая вещь должна иметь смысл на этом свете, – месяцами напряжённо думал Бахметов. – И у вещи этой должно быть своё предназначение, Хотел бы нынешний человек это осознавать или нет. Является же предназначеньем матери рожать детей, а отца – охранять их покой! Есть предназначение, есть. Кому вести за собой людей, кому – быть ведомым. И чувствующий несовершенство, не обязательно должен быть ведомым.
Значит, главная мудрость в том, чтобы понять своё место, и не лезть занимать чужое? Тогда и будет гармония промысла? В чём, чём этот промысел? Но раз у человека есть предназначение – значит, есть оно и у народов? Кому-то должно тормошить человечество; а кому – его сдерживать из последних сил, не давая забыть о великих пределах. Ну, не должна же история закончиться пошлой идеей всемерного потребления! Точно! Предназначение России – противостояние идее потребления! Предназначение – на все времена! – до пота пронзила однажды мысль. – Идея потребления – с Запада? Идея – как материализация всего стиля жизни западного человека. Значит – противостояние Западу? Но ведь сердцу нет ближе Запада! Именно он растормошил все переживаемые сейчас русскими смыслы! Не Западу противостояние – а захватившим Запад! – этот не нашедший пока зрительного воплощения тезис едва задел сознание Бахметова.