Найти в Дзене

Как не надо мотивировать сотрудников

В сетевом магазине на кассе объявление:

"Если вам не предложили акционные товары, то любой такой товар 1 шт. - за наш счет".

Это объявление – грязнейшая манипуляция. Оно написано совсем не для покупателя на самом деле, а для кассира. Для кассира это угроза: не предложишь товар – будешь платить.

pixels.com
pixels.com

Какой-то умный человек в менеджменте задался, видимо, вопросом о нематериальной мотивации кассиров. И нашел лучший способ – шантаж, давление, манипуляции.

Еще один вариант такого давления – штрафы и лишение премий. Тоже так себе мотивация. Но в этом магазине перепрыгнули всех: не начальник лишит премии, а покупатель ткнет носом в невыполнение обязанностей, покупатель скажет: "Ага! Вы мне не предложили! Давайте бесплатно!" И из мизерной зарплаты кассира сделают вычет.

Что еще делает менеджмент такой мотивацией

Для покупателя кассир – это лицо компании. Не какой-то начальник, офисный сотрудник или генеральный директор. А вот этот кассир, с которым покупатель и контактирует. От того, как ведет себя кассир, как он выглядит, что он говорит, зависит и отношение покупателя к компании. Я вижу это объявление, вижу кассира, и у меня возникает одно из самых отвратительных чувств – жалость. Мне жалко кассира. У меня чувство жалости к компании. Такой брезгливой жалости, хочется отойти подальше и не думать об этом. Мне неприятно находиться в магазине, где так относятся к сотрудникам, работающим на передовой. Нетрудно представить, что в этой компании думают о покупателях.

Такой способ мотивации действует противоположным образом. Это один из самых деструктивных факторов мотивации – экономическое давление. Желая увеличить продажи, менеджмент получает объединившихся против руководства кассиров, которым плевать, будет выполнен план или нет. Кассиров, которые уже смотрят вакансии в соседнем магазине.

Руководители, создающие такие способы "мотивации" сотрудников, просто кричат о своей управленческой некомпетентности. Объявление на кассе этого магазина так и следует читать:

"Уважаемые покупатели! У нас некомпетентный менеджмент, поэтому крайними у нас всегда остаются кассиры".

У таких руководителей нет ни одного инструмента управления, кроме запугивания.

Не будьте такими руководителями. Учитесь по-настоящему мотивировать сотрудников.

Расскажите, с какими способами антимотивации вы сталкивались?