Найти тему

Новая форма богатства

Оглавление

КАК ОБСТОЯТ ДЕЛА СЕЙЧАС.

Чтобы дойти до ответа: «Как изменится форма накопления богатства в ближайшем будущем?», разберемся с вопросом денег. Никто не будет спорить, что денежные накопления и выраженное в денежной стоимости владение материальными активами были в современном обществе формой накопления богатства. Это богатство можно было накопить, заработать, получить по наследству. Ну, или в крайнем случае — украсть…

Не будем пока рассуждать о Родшильдах и Рокфеллерах. Опустимся на уровень простых смертных и зададим себе вопрос: За что нам платят деньги в виде зарплаты или наоборот забирают в виде штрафов?

Это очень интересный вопрос: «За что людям платят зарплату?»

Если спросить об этом обычного человека или даже ученого-экономиста, то, скорее всего, они ответят, что деньги платят за труд, за внесенный вклад в общее дело производства и продажи материальных или нематериальных ценностей. Как правило, зарплату платят по месту работы. Чтобы посмотреть на все это с другой стороны, давайте ответим себе на вопрос: «За что у нас отбирают деньги в виде штрафов?». Ответ очевиден: за поведение (поступки) выходящие за рамки одобряемых обществом, работодателем или государством.

Если совместно осмыслить второй ответ и первый вопрос, то можно сделать нетривиальный вывод о том, что если деньги забирают за неодобряемое поведение, то и платят их, скорее всего, тоже за то, что человек делает ожидаемые (равно одобряемые) поступки, делая при этом свою часть работы в общем деле по производству и обороту неких ценностей. Если кто-то еще в этом сомневается, почитайте статью 81 Трудового Кодекса РФ «Расторжение трудового договора по инициативе работодателя».

Из всего выше сказанного можно сделать вывод: деньги в современном обществе используются как инструмент управления поведением. Точнее, так было до сих пор…

А КАК МОГУТ ОБСТОЯТЬ ДЕЛА В БУДУЩЕМ?
КАКОЕ БУДУЩЕЕ ВЫРИСОВЫВАЕТСЯ УЖЕ СЕГОДНЯ?

Ближайшее будущее легко заметить невооруженным взглядом, и выглядит оно так:

  • Мировая высокоскоростная сеть интернет, 5G
  • Интернет вещей, умный город, умный дом
  • Видеокамеры, датчики, носимые сенсоры
  • Цифровой след человека (где мы бываем, что покупаем, что пишем и что смотрим)
  • Искусственный интеллект и обработка больших данных
  • Цифровая экономика, цифровое государство

Если кто-то в этом сомневается, зайдите на официальный сайт города Москвы и почитайте программу развития города на ближайшие 10 лет. Она так и называется: «Москва 2030». Вот ссылка: www.mos.ru/2030/

И если вы думаете, что это случится когда-то, в далеком 2030 году, то вы снова ошибаетесь. 14 апреля 2020 года Государственная Дума приняла «Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона «О персональных данных». Совет федерации и Президент РФ одобрили этот закон, и он вступает в силу 1 июля 2020 года.

ПРИМЕР ТОГО, КАК МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬСЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ В ЭТИХ УСЛОВИЯХ, НАМ ПОКАЗЫВАЕТ КИТАЙ.

Воспользуюсь цитатой из статьи А. А. Денисова, Е. В. Денисовой, В. А. Саблина «Проектирование технологических сред и постиндустриальная революция», опубликованной в четвертом номере журнале «Экономические стратегии» за 2019 год.

«В июне 2014 г. Госсовет КНР выдвинул инициативу внедрения системы социального рейтинга (Social Credit Score, SCS), которая должна быть внедрена к 2020 г. В рамках этой системы будет определяться рейтинг каждого гражданина Китая на основе отслеживания его социального поведения: как он тратит деньги, регулярно ли оплачивает счета, как взаимодействует с другими людьми и участвует в жизни общества и т. п. Рейтинг будет находиться в открытом доступе и на нем станет основываться доверие к каждому от- дельному человеку. Иными словами, основываясь на SCS, человеку будут выдавать (или же нет) кредит, его будут принимать (или нет) на работу, продвигать (или нет) по служебной лестнице. SCS определит, в какую школу или институт смогут поступить его дети. И так далее.»

Если можно посчитать рейтинг отдельного человека, то совершенно понятно, что можно посчитать и общий рейтинг группы людей. То есть, следующим шагом будет подсчет рейтинга компании, города, региона и страны.

И вот здесь можно сделать очень интересные выводы:

  • Социальный рейтинг невозможно передать по наследству. Его невозможно украсть, подарить, передать во временное пользование. Этот социальный рейтинг (репутация) является неотъемлемой частью его носителя.
  • На рейтинг организации будет влиять не только ее собственная репутация, но и сумма рейтингов ее сотрудников.
  • Из второго утверждения следует третье: сотрудники с высоким рейтингом будут стремиться попасть в организации с высоким рейтингом. То есть, если рейтинг организации низок, она не сможет нанять себе высококлассных специалистов с высоким рейтингом. Это будет понижать шансы организации в конкурентной борьбе с теми компаниями, чей рейтинг выше.
  • Покупатели будут ориентироваться на рейтинг организации при совершении сделки. Если сейчас покупатели смотрят на отзывы о компании, чтобы не ошибиться в выборе товара, то в будущем они будут еще более тщательно смотреть на рейтинг и отзывы, потому что контакты с «низкорейтинговой компанией» могут повлиять на их личный рейтинг.

ПАРУ СЛОВ О НЕИЗБЕЖНОСТИ ПРОИСХОДЯЩЕГО.

Предвижу сомнения читателей: «С чего вы взяли, что так и будет?»

Объясню. Развитие цифровых систем неизбежно, потому что оно позволяет более эффективно управлять любой деятельностью на любом уровне, начиная с проведения маркетинговой компании, заканчивая управлением огромного предприятия. Те, кто развивает цифровые системы, получают конкурентное преимущество перед теми, кто этого не делает. Выживает сильнейший.

У цифровых систем есть одна общая, ключевая особенность: использование ЛЮБОГО программного обеспечения, предназначенного для принятия решений, подразумевает следующую цепочку действий:

  • сбор и хранение даных
  • анализ данных = сравнение параметров друг с другом
  • в результате сравнения параметров неизбежна их классификация по категориям
  • принятие решения и запуск алгоритма запрограммированных действий для каждой из категорий

То есть, в работе любого программного обеспечения предназначенного для управления (не важно чем мы управляем: машинами, людьми, продажами, компанией или государством) рейтинг по параметрам возникает ВСЕГДА. Это суть работы любого такого программного обеспечения. Без процедуры сравнения и разбивки данных по категориям ПО просто не сможет работать. Там всегда присутствует операция «если…то…».

Отсюда вывод:

чем больше мы будем двигаться в сторону цифровизации (а мы будем туда двигаться), тем более связанными и более обширными будут цифровые системы, и как следствие, все более всеобъемлющей будет система всевозможных рейтингов, которые за счет связанности и постоянного обогащения данных будут сливаться в итоговый, интегральный рейтинг всего и вся.

Уже сегодня все эти рейтинги существуют. Банки отслеживают нашу кредитную историю. Страховые компании собирают данные о застрахованных и проводят скоринг клиентов перед заключением контракта. Яндекс более чем по 80 параметрам определяет статус человека, который оставляет отзыв в интернете и решает, насколько можно этому отзыву доверять. Уже сегодня происходит обмен информацией из баз данных между различными крупными игроками с целью обогащения этих данных и получения более полного портрета клиента. Этот процесс не остановится.

Ну и наконец, внимательный читатель задаст вопрос: «Константин, а богатство-то в чем? Вы не забыли о чем собирались рассказать?» Не забыл. Докладываю.

НОВАЯ ФОРМА НАКОПЛЕНИЯ БОГАТСТВА, и за счет чего она формируется.

В начале XVII века в деловой практике при заключении сделок по покупке-продаже предприятия стали использовать такое понятие, как goodwill. Часто понятие goodwill трактуют как «репутация» (good — добрый, will — воля; добрая воля).

По поводу гудвилла существует несколько определенй:

  • Гудвилл — это неотъемлемое от носителя уникальное конкурентное преимущество, которе позволяет ему получать экстраординарную прибыль на вложенный капитал.
  • Свойством носителя гудвилла является способность придумывать что-то новое, небывалое.
  • В стоимостном выражении гудвилл рассчитывается как разница между стоимостью предприятия и стоимостью его материальных активов с учетом баланса его долговых обязательств (кому оно должно, кто ему должен). Поэтому часто под стоимостью гудвилла понимают стоимость нематериальных активов компании.
  • Гудвилл — это актив. Стоимость гудвилла учитывается при сделках купли-продажи предприяти, и может быть поставлена на учет в бухгалтерском балансе (это правило действует и на территории Российской Федерации).

В 2006 году А. А. Денисов в своих работах сформулировал определение того, из чего формируется структура стоимости конкурентных преимуществ предприятия (гудвилла). Ими являются:

  • конструкторские решения выпускаемой продукции;
  • технологические знания процессов производства;
  • коллективная способность работников к высококачественному труду;
  • впечатление, которое производит коллектив и результаты его деятельности на потребителей его продукции;
  • впечатление, которое производит коллектив на общество в целом и на инвесторов, как часть этого общества.

Сегодня с уверенностью можно утверждать, что отзывы клиентов и всевозможные рейтинги будут напрямую влиять на стоимость гудвилла компании. При одинаковых стартовых условиях (станки, финансовый капитал), более привлекательной и для инвесторов и для покупателей будет являться компания, которая умеет наращивать свой гудвилл, как финансовый показатель, за счет использования своих сильных сторон в области поиска прорывных решений и способности производить правильное впечатление на клиентов и общество в целом.

Поэтому можно спрогнозировать, что богатство в новом мире, в который мы стремительно и бесповоротно входим, будет накапливаться именно в гудвилле. Чем выше гудвилл вашей компании, тем вы богаче. Обладание материальными активами перестанет играть ключевую роль в процессе накопления богатства. Наоборот, в некоторых случаях материальные активы могут оказаться непосильной обузой, потому что требуют амортизации и постоянной заботы для поддержания работоспособности. Вполне возможно, что значение финансового капитала, как символа высокого статуса человека тоже упадет, потому что возможность эффективного воспроизводства капитала будет зависеть от возможности вложить его в проекты компаний с высоким гудвиллом. И «рулить» в этой ситуации будут те, у кого этот гудвилл есть.

На снижение значимости финансового капитала очень сильно может повлиять и система социальных рейтингов, разработанная в Китае, так как она смещает в головах людей акценты с позиций индивидуализма и стремления накопить как можно больше денежных средств любой ценой, на позиции стремления получить наивысший рейтинг в режиме реального времени и стремления взаимодействовать с окружающими, а не конкурировать с ними, так как общий рейтинг коллектива может сказываться и на личном рейтинге каждого. Об этом можно прочитать подробнее в статье А. А. Денисова, Е. В. Денисовой, В. А. Саблина по ссылке здесь.

Заключение:

  • Новая форма накопления богатства — гудвилл.
  • Источником высокого гудвилла является способность компании быстро создавать и внедрять новые решения, а так же умение производить впечатление на клиентов и общество в целом.
  • Огромное значение для бизнеса будут играть отзывы клиентов и всевозможные рейтинги. Именно этим должны быть озабочены руководители предприятий и маркетологи.

Обо всем этом читайте в наших следующих публикациях.