Найти в Дзене
Доктор Курпатов

Как родители повлияли на наш успех?

Оглавление

И причём тут биология?

(Фрагмент из книги «Исправь своё детство. Универсальные правила»)

Потребность в социальном одобрении и достойном социальном статусе естественна для каждого человека. Человек — социальное животное. И от того, как хорошо развивается наш личный социальный инстинкт, зависит и наш успех, и то, насколько мы будем чувствовать себя удовлетворёнными жизнью.

Надо ли говорить о том, как велика роль наших родителей в процессе формирования нашего социального инстинкта?

Надо. Родители — наша первая «социальная группа», и то, как мы обустроимся в ней, повлияет на то, какими мы будем всю свою ближайшую жизнь.

Именно с родителями формируется наш социальный, или иерархический, инстинкт. Он определяет наш успех — поэтому нам важно уяснить суть этого инстинкта.

Иерархический инстинкт предполагает, что каждый член группы занимает свое место в иерархии, — то есть определённое положение в отношении «верх-низ». При этом, чем сильнее наш иерархический инстинкт, тем активнее мы стремимся «вверх».

И мы должны это осознать — иерархический инстинкт сидит в каждом из нас, и от этого никуда не деться. Буквально холкой мы чувствуем тех, кому мы должны подчиняться, и тех, кто должен подчиняться нам.

Мы готовы подчиняться, но только тем, кто, как мы чувствуем, имеет над нами власть. Мы хотим управлять теми, кто, как нам кажется, должен чувствовать себя в отношении нас подвластными.

Как понять, насколько силён ваш социальный инстинкт?

Если ваш личный иерархический инстинкт из тех, что может «дать окружающим прикурить», то вы, вероятно, хорошо помните те ситуации, когда чувствовали свое детское достоинство оскорблённым.

Может быть, вы помните, как вас игнорировали, как вас поучали, наказывали, как вам ставили кого-нибудь в пример и это вас унижало.

Например, дети, испытывая давление на свой иерархический инстинкт, думают: «Вот я вырасту, и тогда вы узнаете...» Одна вещь для него несомненна: он будет первым и лучшим.

Конечно, родителям кажется, что это «просто смешно», но на самом деле ничего смешного нет. Родитель должен уметь уступать «вышестоящее место» в виртуальной иерархии, но не уходя со сцены и не пропуская ребенка вперёд (потому что лидер, авторитет любому малышу нужен), а поднимаясь выше, становясь для ребёнка всё более сложной, достойной и авторитетной фигурой.

Но часто ли так поступали наши родители? Отнюдь. Чаще всего они, напротив, с удовольствием опускались на наш уровень, вступали в препирательства и споры, которые только сильнее прежнего нас травмировали.

Автор иллюстрации — Magoz
Автор иллюстрации — Magoz

Такие «комичные» фразы на самом деле говорят о том, что ребёнок не испытывает к родителям уважения. И в будущем это становится его проблемой.

То, что родители не являются для ребёнка авторитетом, как правило, вызвано чувствами унижения, несправедливости, ощущением незаслуженного или чрезмерно жестокого наказания. Ребёнок считает себя в силе быть «лучше» родителей, а значит, он находится с ними в некой борьбе, он претендует на право быть по крайней мере равным.

Чувства несправедливости и унижения копятся в ребёнке вопреки тому давлению, которое на него оказывается и которое он считает неправомерным.

Когда мальчик говорит: «Почему я не должен хамить папе, если он меня ругает?!» — это уже сигнал бедствия, а не детская глупость. Ведь эта фраза свидетельствует о том, что ребенок не воспринимает, не чувствует авторитета своего отца.

Из-за этого он в будущем будет воспринимать приказы командира в армии как оскорбление, требования преподавателя в институте — как неоправданные, указания начальника на работе — как неправомерные.

Во-первых, он травмироваться, не умея соответствовать своему фактическому месту в социальной иерархии — а ведь именно это умение способствует нашему успеху.

Во-вторых, он будет чувствовать постоянную неудовлетворённость — независимо от того, удастся ли ему достичь желаемой цели.

Автор иллюстрации — Magoz
Автор иллюстрации — Magoz

Аналогичная ситуация происходит и с девочками. Если девочка не испытывает уважения к матери и отцу, если она пытается с ними конкурировать, мериться силами, она впоследствии будет заниматься этим перетягиванием каната постоянно.

Девочка станет мериться силами со своим супругом, и тот будет вечно казаться ей «неудовлетворительным». Она будет чувствовать притеснение своей личности и на работе, и дома, и в любой другой ситуации. Ей будет казаться, что её должны оценивать выше, чем оценивают, относиться к ней лучше, чем относятся, выказывать большее внимание, нежели выказывают.

В целом, как кажется, в этом нет ничего страшного и неправильного, но только в том случае, если мы смотрим на данную проблему со стороны.

Каково душевное состояние детей, прошедших школу неуважения к авторитетам и патологического стремления к лидерству? Они не чувствуют себя довольными жизнью.

Они не могут удовлетвориться тем, что имеют, причём никогда. Это путь к хронической неудовлетворённости — осознанной и прочувствованной.

Важно понять, что индивидуальный уровень иерархического инстинкта детерминирован генетически. У каких-то детей он выражен больше, у каких-то меньше.

Если у ребёнка с иерархическим инстинктом, мягко говоря, все в порядке, можно думать, что его ждет большое будущее — он будет стремиться «вверх» и, возможно, многого достигнет.

Но только в том случае, если в детстве его иерархический инстинкт не подвергнется деформации вследствие неоправданного и несоразмерного давления со стороны родителей.

Соперничество между родителями и детьми — верный путь к возникновению у малыша хронического ощущения неудовлетворённости своими достижениями, самим собой и всей своей жизнью в целом.

В конечном счёте, стать успешным человеком — лишь половина дела. Нужно уметь ощутить радость от своего успеха — и эта радость будет толкать нас вперёд.

(Фрагмент из книги «Исправь своё детство. Универсальные правила»)