Найти тему
Историчка

Неугомонный Амундсен. Часть II

Приветствую всех на самом познавательном канале!

Продолжаем...

Исследования Арктики. И чем все это закончилось.

Весной 1916 года Амундсен решился вернуться к своим планам по Северному морскому пути. Теперь, как он считал, денег у него хватает, чтобы самому финансировать свой поход. Поскольку «Фрам» сильно обветшал и был государственной собственностью, Амундсен предпринял строительство собственного полярного судна.

Полярная шхуна "Фрам"
Полярная шхуна "Фрам"

Спуск на воду прошёл 7 июня 1917 года, где вместо шампанского при церемонии освящения была использована сосулька. Корабль получил имя «Мод» в честь королевы Норвегии.

Судно отплыло из Кристиании 24 июня 1918 года в составе 9 человек. В начале сентября 1918 года «Мод» была зажата льдами у мыса Челюскина. Пришлось встать на зимовку.

В сентябре Амундсен упал с борта на лёд, поломав руку в двух местах. Через пять недель случилась незапланированная встреча с медведицей, при которой он получил серьезные травмы спины. В декабре Амундсен получил тяжёлое отравление угарным газом из-за неисправности керосиновой лампы и получил проблемы с сердцем. Уже по возвращению в США выяснилось, что переломы срослись неправильно, сломанная рука стала короче другой, и врачи сказали, что она не будет работать. Но Амундсен чихать хотел на все прогнозы и рука восстановилась.

Вот примерно такие условия.
Вот примерно такие условия.

Зимовка вообще получилась такой себе: парусный мастер Рённе стремительно спивался (он был коком и имел доступ к спиртному), у некоторых членов команды поехала кукуха.

В сентябре 1919 года судно покинули два матроса: Петер Тессем и Пауль Кнудсен . Амундсен по-разному объяснял причины их отправки на Диксон, находящийся в 800 км юго-западнее места зимовки. Первоначально он говорил о необходимости доставки почты с результатами исследований в Норвегию. Но вся фишка в том, что эту почту там никто не ждал. На родину Тессем и Кнудсен так и не вернулись, останки были найдены только в 1921—1922 годах. По-видимому, Кнудсен провалился в полынью, а Тессем по неустановленной причине умер в нескольких километрах от полярной станции на о. Диксон.

Освободившись изо льдов 12 сентября 1919 года, уже через 11 дней «Мод» была вынуждена стать на зимовку у острова Айон на полпути между Новосибирскими островами и Беринговым проливом. На борту едва не произошёл бунт. Видимо, чтобы хоть на время свалить с судна один из членов команды Харальд Свердруп неожиданно заинтересовался этнографией и на год уехал к чукчам. С декабря 1919 по июнь 1920 Оскар Вистинг и Хельмер Хансен попытались добраться на собаках до Аляски, но из-за перипетий Гражданской войны в России дошли только до Анадыря и благополучно возвратились.

Только через два года «Мод» достигла Аляски, где выяснилось, что экспедиция обанкротилась. Произошёл крупный конфликт с членами команды, но Амундсен, тем не менее, попытался с экипажем в четыре человека пробиться через Берингов пролив. Попытка прорыва не удалась, и пришлось в третий раз зимовать у мыса Сердце-Камень. Между делом Амундсен решил удочерить двух чукотских девочек, дав им свою фамилию.

После окончания экспедиции Амундсен решил, что ему пора переключиться на самолеты и дирижабли. Опять же, с уклоном к Северному полюсу.

Воздушные экспедиции. От самолета до дирижабля.

В мае 1922 года Амундсен полетел из Нью-Йорка в Сиэтл, однако перелёт завершился аварией — остановился двигатель . Самолёт при падении скапотировал, все пилоты остались в живых и почти не пострадали. Но несгибаемый Амундсен продолжил путь и по железной дороге прибыл в Сиэтл.

В июне 1922 года Руаль Амундсен объявил, что намерен совершить трансполярный перелёт с мыса Барроу на мыс Колумбия. К тому времени ему исполнилось 50 лет. Хотя зимовку предполагалось основать у мыса Барроу, Амундсен построил зимовочную базу южнее, назвав её «Модхейм» - именно там планировалась сборка аэроплана. Долго он там не усидел и, по ставшей уже доброй традицией, он отправился на мыс Барроу в поисках почтальона. Пробежав за десять дней 1000 км до залива Коцебу, потом он отправился в Диринг, 180 км до которого преодолел за два дня. Из Диринга Амундсен прошёл 400 км до Нома. (Нормальный такой трип для мужика под полтинник с больной спиной, рукой и сердцем).

Экспедиция на самолетах началась в 1925 году. Самолёты имели заводские номера N24 и N25.

После восьми часов полёта, когда половина бензина была израсходована, было решено снизиться. Чудом избежав крушения о торосы, пилот N25 Рисер-Ларсен посадил машину. До полюса оставалось 136 морских миль.

23 мая Амундсен залез с биноклем на торос и вскоре обнаружил N24. У них были гораздо худшие проблемы – с флюзеляжем. Весь день 24 мая команда Амундсена рыла торос, через два дня машина уже лежала на скате. Днём 26 мая команда N24 с большим трудом перебралась через гряду торосов и провалилась в полынью. После спасения утопающих стало понятно, что у двух команд остался только N25, чтобы вернуться.

Несмотря на все, что творилось вокруг, Амундсен провёл измерение глубины океана эхолотом и выяснил, что она равна 3750 метрам, что доказывало отсутствие материка подо льдами. Ночью льды стали смыкаться, и расстояние между самолётами уменьшилось до километра. Очередные две попытки старта провалились — молодой лёд раскалывался, а корпус гидросамолёта работал как ледокол. После третьей неудачной попытки Амундсен нашёл полынью длиною 400 м, за которой начинался лед— был шанс, что, самолёт не затормозится, получив ещё 700 м для разбега. Кроме того, предстояло вырубить стартовую горку и протащить самолёт 300 м до неё по молодому льду. Ещё две попытки старта оказались неудачными.

8 июня начался дождь. В этот день команде пришлось разворачивать самолёт в густом рыхлом снегу. Шестая и седьмая попытки взлететь опять провалились.

После этого из самолётов было выброшено всё, без чего можно обойтись. Оставили минимум бензина, 2 дробовика, 200 патронов, спальные мешки, палатку и провизию на две недели. Утром удалось взлететь. Полёт проходил в тяжёлых метеоусловиях на высоте 50 м в густом тумане и продолжался восемь с половиной часов. Приводниться удалось в 25 км от мыса Нордкап в группе Семи островов, где аэронавтов вскоре приняла на борт шхуна «Шёлив».На родину полярники отплыли 25 июня, а 5 июля был устроен триумфальный въезд в Осло, в котором участвовал и самолёт N25.

Буквально через десять дней после прибытия Амундсен сообщил итальянскому дирижаблестроителю Нобиле, что его интересует перелёт от Шпицбергена до мыса Барроу на дистанцию 3500 км. Нобиле растерялся, потому, как не был уверен, что такое можно провернуть на дирижабле, однако Амундсен заявил, что намерен начать экспедицию весной 1926 года.

Сказано – сделано. Дирижабль «Норвегия» с командой из 16 человек отчалил 11 мая 1926 года.

Первый геморрой экспедиции начался при подлете к Северному полюсу. Прервалась радиосвязь, бортовая станция отказалась работать полностью. К 14 часам 12 мая произошла первая авария из-за обледенения. Серьёзные проблемы начались на Аляске 13 мая, когда дирижабль попал в сложные атмосферные условия. Команда не спала уже 80 часов – перед вылетом никто не отдыхал. К тому же на корабле забыли установить печку для камбуза, питаться приходилось подмороженной пищей, чай и кофе - закончились. Утром 13 мая увидели землю. У штурмана Рисер-Ларсен начались галлюцинации — он «увидел» на земле кавалерийский корпус, готовый прийти на помощь. В 07:40 14 мая 1926 года «Норвегия» приземлилась.

На следующий день Амундсен вместе с тремя членами команды уехал оттуда на собачьих упряжках – он успел разругаться с Нобиле. Проблема заключалась в вопросе, кому принадлежит честь достижения Северного полюса, — конструктору и пилоту дирижабля Нобиле или Амундсену как начальнику экспедиции. С точки зрения Общества воздухоплавания забить на Нобиле было нельзя, что выводило Амундсена из себя. Ситуация усугублялась тем, что экспедиция оказалась успешной. Им удалось провести в воздухе 171 час, из которых 72 часа — беспосадочный перелет над Северным Ледовитым океаном.

Гибель Амундсена.

В мае 1928 года Нобиле решил повторить полет к Северному полюсу на другом дирижабле. Стартовав со Шпицбергена 24 мая, он достиг полюса, но на обратном пути из-за обледенения дирижабль ударился об лёд, часть членов экспедиции была выброшена на дрейфующий лёд, радиосвязь с ними на время прервалась.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Власти Норвегии обратились к Амундсену, чтобы он возглавил спасательную экспедицию. Несмотря на конфликт с Нобиле, он согласился и отправился в 16:00 18 июня 1928 года на самолете «Латам-47» в сторону пропавшей экспедиции. Последнее радиосообщение было принято в 18:45. Больше об Амундсене никто ничего не слышал. Генерал Нобиле был спасён через 5 дней после исчезновения полярника — 23 июня, последние уцелевшие участники экспедиции были приняты на борт советского ледокола «Красин» 12 июля.

После исчезновения Амундсена появилось предложения от магов и ясновидящих, которые желали руководить спасательными операциями. В ночь с 31 августа на 1 сентября вблизи Тромсё был найден подкрыльный поплавок «Латама-47», сильно повреждённый от удара о воду. 13 октября 1928 года южнее Тромсё море вынесло бензобак, который также был признан принадлежавшим «Латаму-47». Выяснилось, что была попытка использования его в качестве поплавка, по-видимому, взамен утраченного.

Комиссия по поиску выработала следующую картину: «Латам» Амундсена заметили рыбаки во второй половине дня 18 июня, он летел в туман. При аэронавигационной технике уровня 1928 года в тумане было невозможно ориентироваться — вероятно испортилась погода. Что происходило после приводнения, сказать невозможно. Рисер-Ларсен участвовал в экспертизе поплавка и бензобака и считал, что в бурном море повреждённый гидроплан перевернулся, а шестеро членов экипажа быстро умерли в ледяной воде от переохлаждения.

В июне, примерно за две недели до своего последнего вылета, Амундсен сказал:

«О, если бы вам когда-нибудь довелось увидеть своими глазами, как там чудесно, в высоких широтах! Там я хотел бы умереть, только пусть смерть придёт ко мне по-рыцарски, настигнет меня при выполнении великой миссии, быстро и без мучений».

Ты нашел то, что искал, бро. Снимаю шляпу.

Первая часть.
Спасибо за внимание! Подписывайтесь, будет много интересного!