Найти тему

Пошаговое планирование: основные секреты и сложности

Оглавление

В нынешних условиях бизнесу нельзя полагаться только на предпринимательское чутье — нужны четкие цифры и гибкие планы, основанные на них. Каждый шаг должен быть рассчитан, ведь, к сожалению, кризис права на ошибку не оставляет.

Начнем с планов и инструментов, которые помогут их составить.

Как составить план

Сейчас полезны планы двух типов:

  • Оперативный план — это план на каждую неделю на ближайший месяц, до предположительного окончания карантина. Это план составляем в трех сценариях: оптимистичном, реалистично и пессимистичном. Далее по фактам будем сверять, какой сценарий действует и соответствующим образом корректировать действия.
  • План перезапуска бизнеса — после отмены изоляции все начнет возвращаться на свои места, но прежним уже не будет. Сейчас надо планировать работу в условиях изменившегося рынка и потребителя.

Если нужно выжить, то придется учитывать каждую цифру, оперативно реагировать на движение доходов и расходов и гибко подстраиваться под ситуацию.

План должен отталкиваться от важной оценки: бизнеса в его реальном состоянии, как есть. Для этого надо собрать следующие данные:

  • О деньгах: денежный поток, остатки.
  • О том, что приносит прибыль: самые продаваемые продукты, самые маржинальные продукты, лучшие клиенты, прямые и косвенные расходы (с аналитикой по статьям затрат).
  • О балансе: товарные запасы, дебеторская и кредиторская задолженность.

Далее проводим анализ продаж, расходов, продуктов.

  • Доходы: анализируем продажи по продуктам, каналам сбыта, клиентам.
  • Расходы: делим на прямые/косвенные, по статьям.
  • Валовая прибыль: по продуктам, группам продуктов, каналам сбыта, клиента.

Анализ может показать, какие товары сейчас вообще не в ходу и их закупку следует свести к минимуму или вообще от них временно отказаться, чтобы вложенные в них деньги не прокисали на складе.

Продвижение оставляем только для тех каналов, которые приносят нам наибольший доход. Можно раздробить каналы еще конкретнее: например, в интернете все покупают у нас через Instagram, а вот YouTube смотрят 3 с половиной человека. Значит, "прикрываем там лавочку" до более благополучных времен.

Далее проверяем косвенные расходы — услуги связи, коммунальные платежи, расходы на офис и т.д. Нормальный показатель косвенных расходов — 10-15%. Если он выше — что-то идет не так, тратим слишком много.

После, опираясь на полученные данные, моделируем сценарии на период кризиса. Как мы помним, у нас их три.

Оптимистичный — спрос не упал и покупают в основном высокмаржинальные товары.

Реалистичный — спрос упал, но высокомаржинальные товары продолжают покупать.

Пессимистичный — упало все, и спрос, и маржинальность наших товаров.

Автоматизация планирования

Но чтобы это не звучало абстрактно, рассмотрим, как использовать для этого инструментарий «1С:Управление нашей фирмой».

В программе есть робот-ассистент Даша, который поможет настроить планы, сценарии развития бизнеса и отчеты, с помощью которых мы будем это отслеживать.

Для начала ставим цель (раздел «Компания» — подраздел «Развитие бизнеса» — «Анализ бизнеса» — «Ассистент»).

-2
-3

Допустим, нам важно отслеживать рост продаж, чистой прибыли, денежного потока. Также устанавливаем показатель, что маржинальность должна быть не менее 25%, чтобы мы могли получать чистую прибыль. А уровень рентабельности не ниже минимальной по отрасли — 10%. Вот так это будет выглядеть на борде с показателями:

-4

Если квадрат оранжевый, значит, что-то идет не так. Надо формировать отчет и смотреть, где мы проседаем.

Ассистент подскажет, что делать. Например, зайдем в карточку «Продажи» и увидим, что Даша написала нам письмо с предложениями. Из этого письма можно по гиперссылкам перейти в нужные отчеты.

-5

Сформируем отчет «Динамика продаж по номенклатуре», провалившись в гиперссылку. Этот отчет покажет рост продаж по месяцам в детализации по товарам.

-6

Та же табличка, что мы делали вручную, только теперь ее сформировала программа на основе введенных ранее документов и данных. Из нее видно, что рост продаж происходит за счет Товара 2 и Товара 3, а вот Товар 1 не оправдывает ожиданий.

-7

А отчет по маржинальности покажет нам, что 55% всей прибыли мы заработали на То-варе 2.

-8

Из этого следует, что лучшей стратегией будет увеличить закупки Товара 2, за счет чего можно получить на него скидку у поставщика. Так как на него есть спрос, то и цену можно поднять. А если поднять в цене и Товар 3, то можно увеличить объем выручки и повысить маржинальность.

Таким образом с помощью ассистента «1С:УНФ» в разделе «Анализ бизнеса» мы отслеживаем достижение поставленных плановых целей, контролируем показатели, проводим анализ и получаем рекомендации по дальнейшим действиям.

Далее еженедельно нужно анализировать план-факт в трех основных отчетах «Анализа бизнеса»: «Денежный поток», «Доходы и расходы», «Баланс». Эти данные помогут нам оперативно корректировать свои действия и отслеживать, по какому сценарию сейчас движется бизнес.

-9